Искусствоведы АлтГУ в рамках грантового проекта РНФ обосновали влияние библейского историзма на русскую оперу XIX века

7 декабря 2023

Ученые-искусствоведы института гуманитарных наук Алтайского государственного университета по итогам двухлетней исследовательской работы с помощью документально подтвержденных фактов обосновали, что феномен библейского историзма, в значительной мере повлиявший на политические, социальные и культурные процессы в Европе и России второй половины XIX и начала XX века, получил яркое отражение и в произведениях русских композиторов этого периода. В частности, в интерпретации образов и сюжетов оперных произведений, основанных на сюжетах из Библии.

Исследовательская работа по выявлению и изучению документальных источников в ходе реализации научного проекта № 22–28–00551 «Библейский историзм в западноевропейской и русской опере XIX века», получившего грантовую поддержку Российского научного фонда, искусствоведами АлтГУ проводилась в Российском государственном историческом архиве, фондах Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург).

«Изучая документы, связанные с обозначенным в нашем проекте временным периодом, мы пришли к выводу, что следует пересмотреть некоторые положения, объясняющие феномен библейского историзма в русской опере XIX века. Эта тема долгие годы оставалась вне поля зрения искусствоведов, а известные труды рассматривали данный вопрос с позиции современных исследователей. Совместно с талантливым исследователем Олесей Михайловой мы проанализировали значительное количество сохранившихся документальных источников того времени — афиши, издания нот, программы и буклеты, фотографии, а также книги и брошюры, связанные с оперным наследием выдающегося деятеля отечественного музыкального искусства Антона Григорьевича Рубинштейна, оставившего нам в наследие самое большое количество библейских опер. По итогам работы мы пришли к выводу, что, с позиции русской культуры XIX века, тема религии в оперных произведениях того периода основывается на понимании человечности Бога и божественного предназначения человека», - уточняет научный руководитель проекта, директор ИГН АлтГУ, доктор искусствоведения, профессор Лариса Нехвядович.

Усилия научного коллектива были сосредоточены на установлении особенностей интерпретации образов и сюжетов Библии в произведениях русских композиторов XIX века.

«Выдающийся русский композитор Антон Рубинштейн выделял духовные оперы из числа своих музыкально-театральных произведений из-за особого содержания и предназначения. Именно в этом жанре композитор видел высокую миссию – воспроизведенные на сцене ветхозаветные и новозаветные события должны были оказать на современников морально-облагораживающее воздействие и пробудить высокие душевные переживания, - подчеркивает разработчик проекта, доцент кафедры искусств ИГН АлтГУ, кандидат искусствоведения Олеся Михайлова. – Библейская тема на русской оперной сцене зазвучала только во второй половине XIX века, да и то, эти произведения были немногочисленны. В России они не получили распространения из-за резкой критики со стороны православной церкви и суровой цензуры, не допускающей появление на сцене патриархов, пророков, апостолов или святых. Но вопреки этому, А.Г. Рубинштейн, А. Н. Серов, М.М. Ипполитов-Иванов создали выдающиеся музыкальные произведения, с которыми теперь можно познакомиться, обратившись к разработанной нами базе данных оперных произведений XIX века на библейские сюжеты».

Институт гуманитарных наук
поделиться

Гранты РНФ, РФФИ, Фонда Президента РФ, Минобрнауки РФ, АлтГУ

Новости

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30