Проект «Положение религиозных общин в региональном пространстве Сибири в контексте перехода от имперский к советской системе государственно-конфессиональных отношений: междисциплинарное исследование».

Номер проекта: 21-011-44027.

Руководитель: Дашковский Петр Константинович, доктор исторических наук, профессор.

Организация финансирования: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный университет", Алтайский край.

Годы выполнения при поддержке РФФИ:  2021 - 2023.

Конкурс 2021 года: конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований по теме «Теология в контексте междисциплинарных научных исследований».

Область знания, основной код классификатора: 11 – философия, политология, социология, правоведение, социальная история науки и техники, науковедение. 11-108 Философия религии и религиоведение. Теология. 09-111 Российская империя (XVIII – начало ХХ вв.). 09-120 История советской эпохи (1917-1991 гг.).

Изучение исторического опыта государственно-конфессиональных отношений, особенно в отдельных регионах страны, является достаточно актуальной проблематикой как с точки зрения получения фундаментальных научных знаний, так с позиции выработки рекомендаций для органов власти, направленных на предотвращение распространения религиозного экстремизма.

Новизна проекта заключается, во-первых, в том, что в рамках единой концепции будет раскрыто влияния имперской политики аккультурации и советской модели государственно-конфессиональных отношений на положение религиозных общин Сибирских окраин России (Западная и Южная Сибирь) в исторической ретроспективе. Важной особенностью имперской модели государственно-конфессиональных отношений являлась четырех уровневая иерархическая система конфессий во главе с Русской православной церковью. В зависимости от места в такой иерархии религиозных общин они получали определенные права для своей деятельности и степень контроля, а иногда и прямого гонения со стороны государственных органов власти. Составной частью имперской модели являлась политика аккультурации, которая рассматривается как организуемое властью осознанное культурное влияние в рамках единого государственного организма, ставящее целью создать из новоприсоединенных народов лояльных имперских подданных без утраты ими этнической и религиозной идентичности, с возможностью обратного влияния со стороны этих народов на культурный код империи.

Важную значимость и новизну исследованию придает рассмотрение, процесса аккультурации и социально-экономического положения традиционных народов региона (алтайцы, тувинцы, казахи, сибирские татары и др.), которые исповедывали ислам, буддизм и шаманизм. Будет рассмотрена роль государственной политики, а также деятельность Русской православной церкви в процессе аккультурации в имперский период. Серьезное значение имеет проблема межконфессионального взаимодействия между русской частью населения региона, входящих в павству Русской православной церкви, и последователями иноверных, инославных вероисповеданий, старообрядчества и различных сект.

Во-вторых, в проекте будет показано, что с приходом к власти партии большевиков выработалась принципиально новая модель государственно-конфессиональных отношений, которая на протяжении советского периода претерпевала определенные изменения, в т.ч. и при реализации в региональном пространстве Юго-Западной Сибири. Основной особенностью ее являлась отделение религиозных организаций от государства и образования от церкви. В рамках проекта планируется изучить особенности реализации советской государственно-конфессиональной политики, которая определяла правовое, социальное, экономическое положение религиозных общин (православных, католических, протестантских, мусульманских, буддийских, иудейских) в Юго-Западной Сибири, а также контроль за их деятельностью со стороны советских государственных и партийных органов с конца 1917 – до начала 1990-х гг.

В-третьих, предлагаемый проект ориентирован на изучение проблематики в парадигме междисциплинарности, что позволяет использовать различные научные методы и группы источников (архивные, этнографические, законодательные, материалы СМИ и др.). При этом основная источниковая база проекта будет формироваться за счет изучения и введения в научный оборот новых или малоизвестных документов, хранящихся в следующих архивных учреждения.

Гранты РНФ, РФФИ, Фонда Президента РФ, Минобрнауки РФ, АлтГУ