Номер проекта: 22-28-00551.
Руководитель: Нехвядович Лариса Ивановна, Доктор искусствоведения.Организация финансирования: регионфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный университет", Алтайский край.
Годы выполнения при поддержке РНФ: 2022 - 2023.Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»
Область знания, основной код классификатора: 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-503 - Музыковедение.Мировая музыкальная культура на всех этапах своего существования немыслима без произведений, интерпретирующих содержание Библии. Среди многообразия жанров, в которых оно получило свое воплощение, особое место занимает опера. История западноевропейского и отечественного музыкального театра XIX столетия отмечена появлением большого числа опер на сюжеты Священного Писания, многие из которых до сих пор остаются малоизученными. В существующих научных трудах об этих произведениях прослеживается плюралистичность существующих позиций как в плане их музыкально-драматургических особенностей, так и жанровой специфики, что во многом обусловлено ориентиром на социально-политические и романтические идеи времени.
Сведения о библейской составляющей в произведениях даются фрагментарно, что не позволяет получить целостное представление о воплощении религиозной концепции в рамках музыкального жанра. Использование библейского первоисточника в качестве основы для либретто формирует в архитектонике произведений определенные закономерности, которые требуют отдельного изучения.
Ключевую роль для исследования в заявленном ракурсе приобретает концепция библейского (религиозного) историзма – концепция особого понимания истории, основополагающая в понимании содержания Священного Писания. Многоуровневые аспекты этой концепции неоднократно становились предметом исследования в философии, истории и филологии, в музыкознании же данная тема остается открытой для изучения.
Разработка и внедрение концепции религиозного историзма в методологию музыкознания позволит сформировать универсальный подход к изучению оперного жанра на библейскую тематику и усовершенствовать терминологию жанрового определения опер.