Проект «Религиозные процессы в Сибирских окраинах России: от имперской политики аккультурации к современной модели государственно-конфессиональных отношений»

Номер проекта: НШ-63.2022.2.

Руководитель:  Дашковский Петр Константинович, доктор исторических наук, профессор.

Организация финансирования: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный университет", Алтайский край.

Годы выполнения при поддержке Фонда Президента РФ:  2022 - 2023.

Конкурс 2022 года: Конкурс на право получения средств для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (Конкурс НШ-2022).

Область знания, основной код классификатора: 11 ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПРАВОВЕДЕНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ, НАУКОВЕДЕНИЕ.

11-108 Философия религии и религиоведение. Теология.
09-111 Российская империя (XVIII – начало ХХ вв.)
09-120 История советской эпохи (1917-1991 гг.).

Аннотация:

Проект направлен на изучение влияния имперской, советской и постсоветской моделей государственно-конфессиональных отношений на положение религиозных общин Сибирских окраинах России. Важной особенностью первой имперской модели государственно-конфессиональных отношений являлась четырех уровневая иерархическая система конфессий во главе с Русской православной церковью. В зависимости от места в такой иерархии религиозных общин они получали определенные права для своей деятельности и степень контроля, а иногда и прямого гонения со стороны государственных органов власти. Составной частью имперской модели являлась политика аккультурации, которая рассматривается как организуемое властью осознанное культурное влияние в рамках единого государственного организма, ставящее целью создать из новоприсоединенных народов лояльных имперских подданных без утраты ими этнической и религиозной идентичности, с возможностью обратного влияния со стороны этих народов на культурный код империи. В Южной и Западной Сибири проживало значительное количество т.н. инородцев, т.е. традиционных для данного региона народов (сибирские татары, алтайцы, казахи, хакасы, тувинцы и др.), которые придерживались своих религиозных систем (ислам, буддизм, шаманизм, бурханизм). В Сибирь регулярно в силу разных причин ссылали представителей европейских общин евреев, поляков, немцев, которые придерживались иудаизма, католичества и протестантизма. Кроме того, в Сибирь спасались последователи старообрядчества, которые почти на протяжении всего периода Российской империи находились в сложном правовом и социальном положении. В результате политика аккультурации в различной степени была направлена в отношение полиэтничного населения Южной и Западной Сибири, которое исповедовало иноверные и инославные вероисповедания, а также традиционные верования (шаманизм). В рамках проекта предполагается рассмотреть правовое, экономическое, социальное положение, специфику образовательной и миссионерской деятельности инославных и иноверных исповеданий в Сибирских окраинах Российской империи, а также взаимоотношения с институтами государственной власти и государственной религий - Русской православной церковью Московского патриархата. В советский период выработалась принципиально новая модель государственно-конфессиональных отношений, которая на протяжении 1917-1991 гг. претерпевала определенные изменения. Основной особенностью ее являлась отделение религиозных организаций от государства и образования от церкви. При этом на начальном этапе она во многом была направлена на полное искоренение религиозного мировоззрения, в т.ч. различными методами вплоть до репрессий. Такая тенденция негативно сказалась на положении не только т.н. инославынх и иноверных исповеданий, но и доминирующей по количеству последователей русской православной церкви в стране в целом и в Сибири в частности. С 1943 г. наметился вектор изменения государственно-конфессиональной политики в сторону частичного восстановления религиозной жизни в стране и в регионах, хотя полная свобода совести наступила в самом конце периода существования СССР. В рамках проекта планируется изучить особенности реализации государственно-конфессиональной политики в сибирских регионах. Новый вектор советской религиозной политики определял правовое, социально-экономическое положение различных православных, католических, протестантских, мусульманских, буддийских, иудейских общин, а также механизм контроля за ними разного уровня государственных органов с конца 1917 по начало 1990-х гг. Изучение исторического опыта политики управления религиозными процессами в регионах, в данном случае в Сибири, будет способствовать более глубокому понимаю и конструктивному развитию современной модели государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации, укреплению толерантных отношений и предотвращению распространению экстремистских идеологий.

Гранты РНФ, РФФИ, Фонда Президента РФ, Минобрнауки РФ, АлтГУ