Номер проекта: 24-28-01584
Руководитель проекта: профессор кафедры философии и политологии ИГН АлтГУ, доктор политических наук Ярослава Юрьевна Шашкова.
Организация финансирования: Алтайский государственный университет
Годы выполнения: 2024-2025
Аннотация:
Актуальность: как показывают современные исследования политического поведения учащейся молодежи, в последние годы наблюдается устойчивый тренд на сознательный уход данной группы из сферы публичной политики, обусловленный целым комплексом факторов. В их числе не только опасения за собственную безопасность и комфортное существование, но и низкий уровень доверия большинству политических институтов и традиционных агентов политической социализации. Не способствует успешной политической социализации учащейся молодежи и распространившаяся практика ее привлечения к участию в инициированных государственными органами мероприятиях и проектах. Наличие во многих семьях межпоколенческого ценностного, идейного конфликта, нацеленность системы школьного образования в первую очередь на подготовку учащихся к ЕГЭ приводят к утрате школьниками возможности, а потом и желания, коммуницировать по поводу политики. Более того, политика начинает восприниматься школьниками и студентами как источник угроз, соприкосновения с которым лучше избегать.
В этих условиях значительная часть молодых людей переориентируются при потреблении информации на развлекательный контент – сериалы, музыку, компьютерные игры. Однако в них в косвенной или, реже, прямой форме могут присутствовать оценки общественной жизни, прошлых и настоящих политических систем, модели властных отношений, образ «врага» и др., которые на уровне сознания или подсознания воспринимаются потребителями развлекательного контента и влияют на формирующиеся у них политические ценности и установки. Фактически наблюдается процесс нецеленаправленной, стихийной политической социализации молодежной среды, который, в силу его неинституционализированности, обособлен от традиционных агентов политической социализации и не подконтролен им, а потому может приводить к непрогнозируемой ими политической активности молодежи. Все это определяет необходимость изучения роли неполитического контента в формировании социально-политических ценностей и установок учащейся молодежи. Кроме того, реализация данного проекта позволит выделить набор элементов популярного молодежного контента, который может использоваться традиционными агентами политической социализации для оптимизации их коммуникации с молодежной средой.
Научая новизна проекта состоит в том, что он направлен на анализ и оценку роли механизмов непрямой (стихийной) политической социализации учащейся молодежи в условиях изменения степени и характера включенности этой группы в общественные и политические процессы.