В институте гуманитарных наук Алтайского госуниверситета состоялся мастер-класс по исследованию микрошлифов и технологии отбора микропроб с живописных полотен алтайских художников.
Мероприятие было организовано в рамках реализации проекта «Технологические особенности произведений живописи ХХ века: комплексный анализ», разработанного научной школой доктора искусствоведения, профессора Ларисы Нехвядович «Искусство России и стран Центральной Азии» и получившего грантовую поддержку Российского научного фонда.
Основу проекта составляет создание научно-исследовательской лаборатории по экспертизе произведений изобразительного искусства. Актуальность лаборатории продиктована наличием уникальных художественных собраний и отсутствием комплексных открытых Лабораторий в структуре системы высшего образования Сибири и сопредельных территорий.
Мастер-класс провела ведущий научный сотрудник Алтайского государственного университета, кандидат искусствоведения, доцент Галина Булгаева.
«Молодые участники гранта, магистранты и аспиранты, в рамках мастер-класса получили практический опыт изучения микрошлифов с микропроб, взятых с живописных полотен. К примеру, как правильно брать эти микропробы с произведений искусства, какие для этого нужны инструменты, как их нужно законсервировать, как правильно исследовать взятые с картин частицы, - рассказывает руководитель проекта, заведующий кафедрой искусств, кандидат искусствоведения, доцент Ирина Черняева.
«Микрошлифы, которые мы получаем из микропроб, взятых с полотен, помогают нам выявить структуру картины. Так, например, микросрез показывает слои, которые наносил художник в процессе работы, что поможет нам выяснить технику работы мастера. А в сравнении с другими его полотнами, мы сможем определить, менялась ли она со временем, или сохранилась», - поясняет Галина Булгаева.
По словам эксперта, конечная цель проекта – создание базы данных результатов оптико-физических исследований подписных, авторских произведений живописи XX века из собрания художественной галереи Universum АлтГУ.
«Весной этого года мы прошли стажировку в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, где нам рассказали и показали, как правильно проводить работу по исследованию микропроб. По этой теме мы уже сделали ряд публикаций, в том числе в журналах, включенных в международные базы данных; теперь настало время научить нашу молодежь тому, как правильно работать в этой области», - подчеркивает Ирина Черняева.
«Реализуемый институтом гуманитарных наук АлтГУ проект по созданию научно-исследовательской лаборатории поможет решить многие практические задачи в области искусствоведения. В частности, в плане реставрации картин, определения необходимых условий их хранения, экспонирования, а также поспособствует увеличению срока существования произведений искусств в первозданном виде. Это знаковый для искусствоведения и университетской науки Сибири проект, поскольку мы нацелены на совместную работу с другими учебными заведениями и регионами в области искусствоведения. Ведь у нас общая задача – сохранить культурное наследие России», - подытожила директор ИГН АлтГУ, доктор искусствоведения, профессор Лариса Нехвядович.