Искусствоведы ИГН АлтГУ установили взаимосвязь между рок-оперой «Иисус Христос – суперзвезда» и библейскими операми XIX века

27 июля 2023

Искусствоведы Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета, продолжая реализацию проекта «Библейский историзм в западноевропейской и русской опере XIX века», получившего в 2021 году грантовую поддержку Российского научного фонда, расширили диапазон своих исследований, обратившись к культовому произведению XX века – рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда».

По мнению ряда авторитетных исследователей, во второй половине прошлого столетия было популярным осовременивать библейские сюжеты, новаторски интерпретировать события Священного Писания и создавать что-то новое. Так, в русле распространившейся рецептивной стратегии и была создана знаменитая рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», ознаменовавшая собой рождение нового музыкального жанра.

Искусствоведы Института гуманитарных наук АлтГУ – разработчик проекта, доцент кафедры искусств ИГН АлтГУ, кандидат искусствоведения Олеся Михайлова и научный руководитель проекта, директор ИГН АлтГУ, доктор искусствоведения, профессор Лариса Нехвядович, в ходе проведенной исследовательской работы получили фактическое обоснование того, что при создании знаменитой рок-оперы был использован метод креативной рецепции.

«Важнейшую роль в операх XIX века на библейскую тематику занимает показ личностных психологических драм героев на пути их выбора между добром и злом, праведностью и грехом. Это вечное противостояние полярных начал становится определяющим и в формировании многоплановых драматургических процессов в рок-опере Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, - поясняет разработчик проекта Олеся Михайлова. – В «Суперзвезде» прослеживаются практически все основополагающие принципы библейской музыкальной драмы XIX века. Среди таковых, например, активное использование хоровых сцен, которые нередко располагаются на ключевых драматургических этапах. В рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» массовые сцены тоже являются преобладающими – хор участвует в 15 номерах из 25. При этом, как и в операх эпохи романтизма, в «Суперзвезде» хор является активным и многофункциональным действующим лицом музыкальной драмы. Здесь он трансформируется  то в команду единомышленников-апостолов, то в ликующих фанатов-последователей, прославляющих Христа, то в нищих калек, требующих исцеления, или в глумящихся обвинителей, настаивающие на жестокой казни. Из XIX века в рок-оперу пришел и принцип дифференциации хоровой партитуры».

Другой пример рецептивного диалога между библейской музыкальной драмой XIX века и рок-оперой XX столетия прослеживается в общности подхода к музыкальной трактовке образных сфер. Например, отрицательные персонажи в библейских операх романтиков, как правило, изображались через танцевальные жанры, связанные с идеей торжества греха. В рок-опере негативная группа персонажей (Каиафа, синедрион, Ирод и его свита) представлена утрированно через танцевальный джаз и рок-н-ролл, а музыкальная характеристика Ирода дана через ритмы фокстрота.

«Креативная трактовка образа Спасителя в рок-опере во многом опирается на традиции, заложенные Антоном Рубинштейном в его священной драме «Христос». Именно в этом произведении впервые в оперном жанре был сделан акцент на человеческую природу Иисуса Христа. Интерпретация главного новозаветного образа в опере Рубинштейна носит откровенно светский, а не религиозный характер. Его Христос — не Бог, а избранник Божий, учитель морали и нравственности, милосердия и честности. Ллойд Уэббер и Райс еще более углубляют образ Христа, показывая его как человека, полного сомнений и трагических предчувствий», - подчеркивает Олеся Михайлова.

Новая исследовательская работа искусствоведов ИГН АлтГУ под названием «Креативная рецепция библейской музыкальной драмы XIX века в рок-опере Э. Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»», по словам Ларисы Нехвядович, – это возможность показать на конкретных примерах знаковую роль традиций и преемственности в искусстве, и, в частности, в музыкальной драматургии.

«Когда мы говорим о формах проявления креативной рецепции, например, таких, как изменение первоначального образа классического произведения, придание ему современного стиля, то, конечно же, имеем в виду углубленное изучение художественных явлений в сфере креативных индустрий и современного искусства. Креативная рецепция библейской музыкальной драмы XIX века в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» наглядно показывает нам общие законы существующего в искусстве диалога поколений, и указывает на те скрепы, которые связывают исторические традиции с современностью. Это еще одна уникальная особенность проекта "Библейский историзм в западноевропейской и русской опере XIX века", благодаря которому впервые в истории музыковедения и искусствоведения Алтайского края у нас появилась возможность исследовать историческое наследие мирового оперного и теперь уже и рок-оперного искусства, основанного на библейских сюжетах», - подытожила Лариса Нехвядович.

Институт гуманитарных наук
поделиться

Гранты РНФ, РФФИ, Фонда Президента РФ, Минобрнауки РФ, АлтГУ

Новости

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30