Проект «Голосовой ассистент Алтайского государственного университета»

Разноплановое использование цифровых технологий обработки и анализа речи человека способствует повышению качества взаимодействия с абитуриентами и участниками образовательного процесса университета, что позволит повысить конкурентоспособность АлтГУ на образовательном рынке. Представленный проект разработан в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Проект подготовлен с участием сотрудников нескольких институтов и подразделений АлтГУ (ИГН, ИМиТ, управление информатизации). Проект обладает междисциплинарным характером, обеспечивающимся совокупностью социологического, лингвистического, информационно-технологического подходов к внедрению голосовых помощников в функционирование университета. Индустриальным партнером проекта является Госкорпорация «Росатом».

Руководитель проекта

Команда проекта

Основным продуктом проекта выступает внедрение в университете роботизированных голосовых помощников – «горячая линия по профилактике и предотвращению распространения коронавирусной инфекции в университете», «справочная служба университета для абитуриентов», «справочная служба университета для сотрудников, студентов и населения». Реализация проекта предполагает создание базы данных ключевых слов и сценариев «живых диалогов» для функционирования и обучения голосовых помощников. Планируется разработка и реализация уникальной для России программы ДПО по использованию голосового ассистента в деятельности организаций различного профиля с формированием у слушателей соответствующих навыков.

Мировой опыт показывает, что устойчивый экономический рост требует опоры на университеты в технологическом и социально-экономическом отношении. Университет – это платформа, которая должна обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху предприятиям реального сектора экономики, образовательным учреждениям и населению региона. Такой переход связан с ростом созидательных возможностей взаимодействия человека и техники, и в результате, повышением эффективности деятельности организаций.

Уровень развития современных технологий позволяет использовать цифровые программные ресурсы, которые решают ключевые задачи организаций по взаимодействию с населением, не решаемые или плохо решаемые на основе традиционных технологий. Успешные разработки в области распознавания и анализа речи способствуют появлению нового вида человеко-машинных взаимодействий: голосовых ассистентов, способных вести с пользователем диалог на естественном языке и выполнять различные действия. Эффективность использования голосовых помощников доказывает необходимость применения голосовых ассистентов в деятельности университета, способствуя улучшению качества обслуживания и экономии времени, позволяя снизить нагрузку на сотрудников, а также повысить имидж университета.

Кроме того, проект имеет важные социальные функции, связанные со снижением конфликтности и напряженности в университетской среде за счет формирования более эффективных коммуникаций в цифровом формате, что особенно важно в условиях продолжающейся пандемии коронавируса Covid 19.

Приоритет 2030