Российский научный фонд в текущем году продолжит финансирование проекта «Влияние имперской политики аккультурации и советской модели государственно-конфессиональных отношений на положение религиозных общин в приграничных регионах и национальных автономиях азиатской части России» (проект №23-18-00117). В реализации проекта участвуют преподаватели, аспиранты и магистранты кафедры регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений под руководством кандидата исторических наук, доцента Елены Шершневой.
Елена Александровна так прокомментировала план работы по проекту:
«В составе нашего проекта 10 человек. Кроме сотрудников и обучающихся магистрантов и аспирантов на нашей кафедре, еще привлечены специалисты из научно-образовательных центров Кемерово, Новосибирска и Кызыла. Это связано с междисциплинарностью проекта, который реализуется на стыке религиоведения, истории, этнологии и политологии. В текущем году, кроме публикации статей в высокорейтинговых изданиях, индексируемых в международных базах, у нас запланирована подготовка первого тома коллективной монографии «Имперская политика аккультурации и советская система государственно-конфессиональных отношений в приграничных регионах и национальных автономиях азиатской части России», которой будут освещены особенности реализации этноконфессиональной политики в Сибирских окраинах в XVIII-начале XX вв.. Кроме того, мы планируем опубликовать первый том сборника архивных документов, в котором будут отражены малоизвестные архивные данные по реализации государственно-конфессиональной политики в Сибири в отношении мусульманских, буддийских, протестантских, католических и старообрядческих общин в имперский период. Для этого планируется завершить работы в архивных учреждениях Санкт-Петербурга, Москвы и некоторых других городов».
Основной исполнитель проекта, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Петр Дашковский, отметил:
«Одна из главных проблем, которая рассматривается в проекте, – это изучение политики аккультурации, которая проводилась Российской империей в отношении народов Сибири. Важность ее обусловлено тем, что в некоторых работах современных зарубежных исследователей активно распространяется информация о якобы колониальной политике, которая велась имперскими властями в регионах, входивших в состав российского государства. Однако это не совсем так. На мой взгляд, скорее проводимая российским правительством политика была построена на принципах аккультурации. Именно аккультурация становиться основным механизмом контроля «инородческого» населения страны, с помощью которого появляется возможность включения его в культурно-религиозное пространство страны. Аккультурация не предусматривала культурной унификации, а предполагала адаптацию к жизни в чужой культуре, сохраняя при этом личную и культурную идентичность. Введение русского языка как общегосударственного или приобщение к общероссийскому законодательству - это необходимый процесс, если мы говорим о единстве государства. Более подробно мы рассматриваем политику аккультурации на примере народов Сибири и сопредельных регионов Казахстана, которые исповедовали ислам. Именно этой проблеме, например, была посвящена докторская диссертация руководителя проекта Е.А. Шершневой, которую она защитила в декабре прошлого года».
Елена Шершнева также подчеркнула:
«С учетом анализа массива архивных и нормативно-правовых документов при подготовке коллективной монографии был сделан также вывод о том, что взаимодействие имперских органов власти, например, с мусульманским духовенством в Сибири по обеспечению политической лояльности инокультурных подданных основывалось в Российской империи во второй половине XIX – начале XX в. на предоставлении гарантии их особого статуса, автономии религиозно-обрядовой жизни и этноконфессиональной системы образования. Проводимая правительством политика, направленная на интеграцию мусульманского населения в общероссийское социокультурное пространство, предполагала, что мусульманское население заимствовало определенные элементы русской культуры, не теряя при этом своей этнокультурной и этнорелигиозной самобытности. Несмотря на то, что миссионерская деятельность Русской православной церкви рассматривалась как инструмент аккультурационной политики, сам процесс крещения инородцев, исповедующих ислам, разрешалось совершать только в церкви и желательно в присутствии либо благонадежного лица, либо представителя губернских органов власти. Таким образом, он не должен был носить массовый и формальный характер, и имперские власти прекрасно понимали, что не будет массовой христианизации мусульман, поэтому они к этому особо и не стремились.
В результате проведенного исследования можно предварительно заключить, что имперская политика была направлена на унификацию положения мусульманского населения Сибири с русским, на основании подчинения общероссийскому законодательству. Реформы, проводимые в стране и направленные на регулирование положения различных этнических общин в российском обществе, иногда приобретали конфессиональную окраску. К тому же в данный период в стране конфессиональная принадлежность превалировала над этнической. В тоже время, анализируя положение мусульманских общин Сибири в контексте имперской плотики, хотелось бы отметить, что имперские власти так и не выработали четких правовых норм в отношении данной конфессиональной группы, проживающей на территории Сибири. Кроме того, проводимые в стране реформы приводили к определенной унификации социально-экономического положения мусульман региона с русским населением. Именно этим аспекты политики аккультурации и будут более подробно освещены в готовящейся к публикации в этом году коллективной монографии».