Всероссийская научно-практическая конференция «PR, медиа и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект»

Всероссийская конференция «PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект» проводится с 2002 года в рамках межрегионального студенческого фестиваля «Дни PR, рекламы и медиакоммуникаций на Алтае». Обсуждаются социокультурные основания деятельности в области рекламы и связей с общественностью, проблемы взаимодействия региональных PR-служб с местными органами власти, вопросы теории и методики преподавания PR-дисциплин. В конференции принимают участие представители законодательной и исполнительной власти города и края, ведущие PR-практики, журналисты и преподаватели вузов. Обширная география события насчитывает более 15 регионов России и зарубежья. По итогам работы издаются сборники статей. В 2023 году конференция посвящена 50-летнему юбилею Алтайского государственного университета и проходит в заочном формате.

Спикеры конференции–2023

  • Александр Назайкин доктор филологических наук, профессор кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Якутхон Маматова доктор филологических наук, профессор кафедры аудиовизуальной и интернет-журналистики Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека
  • Ольга Филатова доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат философских наук, старший научный сотрудник университета ИТМО
  • Елена Заможных кандидат политических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Северо-Кавказского федерального университета
  • Ирина Василенко кандидат социологических наук, доцент кафедры медиакоммуникаций Алтайского государственного университета, руководитель студии интернет-решений Plusweb.Pro
  • Наталья Халина доктор филологических наук, профессор кафедры медиакоммуникаций Алтайского государственного университета
  • Екатерина Валюлина кандидат филологических наук, доцент кафедры медиакоммуникаций Алтайского государственного университета
  • Владимир Филимонов кандидат исторических наук, доцент кафедры связей с общественностью и рекламы, Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина».
  • Федор Иванов кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и зарубежных стран Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина
  • Ирина Лейман кандидат исторических наук, доцент, завкафедрой связей с общественностью и рекламы Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина
  • Шавкат Ибрагимов кандидат филологических наук, доцент Нaционального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека
  • Михаил Гундарин кандидат философских наук, доцент, РГСУ

Материалы конференции–2023

Материалы конференции полностью будут опубликованы в номере №28 журнала «PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект»

Сторителлинг в современной бизнес-коммуникации

  • Автор: Александр Николаевич Назайкин
  • Статья посвящена сторителлингу в современных деловых коммуникациях – эффективной технологии коммуникации компании с потребителями и бизнес-сообществом, происходящей в условиях информационной конкуренции двадцать первого века. Автором выделены и обобщены общие подходы к использованию делового сторителлинга.
  • Сегодня конкуренция на рынке современной коммуникации постоянно растет. Для того, чтобы пробиться через информационный шум, деловой мир все чаще использует сторителлинг – передачу рациональной информации с помощью эмоциональной истории. Считается, что первым примером успешного применения сторителлинга для бизнеса явилась история американской компании Deer&Mansur о новых инструментах для сельскохозяйственных работ, опубликованная в виде статьи в 1895 году в журнале для фермеров The Furrow («Плуг»)» [1]. Но целенаправленно бизнес стал использовать сторителлинг после 1992 года, когда появилась книга Дэвида Армстронга. В ней он рассказал о собственном неформальном методе обучения персонала.

Тема насилия в отношении женщин в интернет-СМИ Узбекистана: содержание, формы и инструменты репрезентации

  • Автор: Якутхон Мухамаджоновна Маматова
  • В условиях пандемии и постпандемийное время в медиапространстве Узбекистана резко увеличился поток информации  о насилии в отношении женщин и девочек, о случаях фемицида и сексуальном насилии. Теория вопроса  развернуто исследуется учеными практически всех стран СНГ. Большая часть научных разработок осуществлена в РФ. В Узбекистане по теме освещения данной проблематики в массмедиа исследований пока немного, но  и в них, в основном, рассмотрены гендерные стереотипы, аспект насилия в процессах миграции и трафиккинга.
  • В фарватере освещения проблематики насилия  сегодня в Узбекистане идут интернет-издания специализированного и универсального профиля, накопившие определенный опыт, в силу чего актуализируется необходимость научно-теоретического осмысления форм,  приёмов и инструментов освещения данной темы в интернет-изданиях республики.
  • При подготовке контента по данной тематике ныне используются открытые данные международных и национальных источников. Все активнее  используются инструменты дата и интернет-платформ, позволяющих обеспечить интерактивность, гипертекстуальность и мультимедийность контента, улучшать качество его визуальных и аудиокомпонентов.  Публикации по теме  насилия чаще всего представлены жанрами расширенной заметки, интервью, проблемной статьи,  реже – расследованиями, личными историями-сторителлингами.

Специфика электронного взаимодействия власти и общества в регионах России

  • Авторы: Ольга Георгиевна Филатова, Арина Вадимовна Хухрянская
  • В статье представлены результаты исследования специфики электронного взаимодействия власти и общества в различных субъектах Российской Федерации на примере регионов, входящих в Сибирский Федеральный округ. Сделана попытка выявить причины различий в уровне электронного взаимодействия в разных регионах. Для этого проведен анализ общих факторов, касающихся процессов цифровой трансформации регионов, а также осуществлено исследование региональных пабликов в социальных сетях и региональных каналов электронного участия.
  • В 2021 году субъекты Российской Федерации разработали и приняли региональные стратегии цифровой трансформации [1], цель которых – цифровизация и модернизация социальной сферы, экономики и некоторых аспектов государственного управления. Цифровизация государственного управления, обозначенная как составная часть программы «Цифровая экономика» [2], включает в себя не только внедрение новых технологий в процессы управления и взаимодействия органов власти друг с другом, но и взаимодействие между государственными органами и обществом, в том числе, цифровизацию и датафикацию этого взаимодействия. 
  • Особый интерес представляет региональная специфика в процессе реализации стратегий цифровой трансформации разными субъектами федерации. Существует ли различие в уровне цифрового развития регионов? В чем причина различий? В представленном ниже исследовании мы попыталисьсь найти ответы на эти вопросы на примере регионов, входящих в Сибирский федеральный округ. Рассматривались факторы, влияющие на общий уровень электронного участия в регионе, которые сопоставлялись с показателями цифровой активности граждан в социальных сетях и на региональных порталах участия. На наш взгляд, в условиях активного развития инструментов электронного взаимодействия власти и общества вопрос оценки и выявления тенденций в отдельных регионах представляет собой особый интерес.

Использование искусственного интеллекта в предвыборных кампаниях

  • Авторы: Михаил Вячеславович Гундарин, Павел Андреевич Олешко
  • Использование искусственного интеллекта в предвыборной кампании может помочь повысить эффективность и результативность кампании, но может также привести к информированию или дезинформированию общественности. Сейчас искусственный интеллект может помочь в сборе и анализе данных для определения предпочтений избирателей, а также для анализа мнений избирателей, выраженных в социальных сетях и новостных источниках. Приведены примеры использования искусственного интеллекта в предвыборных кампаниях – компания премьер-министра Индии Нарендра Моди в 2014 году, кампания президента США Дональда Трампа в 2016 году и кампания президента Франции Эммануэля Макрона в 2017 году. В трех случаях использовались алгоритмы машинного обучения для анализа больших объемов данных. Однако стоит понимать, что в создании расширенной команды и поиске финансирования роль ИИ не так существенна. В целом, предвыборная кампания является сложным и многогранным процессом, требующим значительных усилий и ресурсов. При этом в современных условиях, искусственный интеллект играет в этих этапах большую роль, начиная с анализа данных об избирателях и заканчивая 3D-голограммами для проведения виртуальных митингов и определения тенденций в социальных сетях и это только начало. Решающим здесь может стать 2024-й, год больших выборов в США и РФ.

Госпаблики органов местного самоуправления Алтайского края во ВКонтакте: опыт анализа

  • Автор: Ирина Александровна Василенко
  • В статье изложены результаты анализа госпабликов во ВКонтакте органов местного самоуправления Алтайского края. Рассмотрено соответствие исполнению текущего законодательства в данной сфере и представлены статистические данные по показателям количества подписчиков, частоты публикаций и коэффициентов вовлеченности ER в сообществах администраций районов Алтайского края. Обозначены особенности SMM-активности и ее целей для госучреждений. Временной интервал данных, отображенных в исследовании – с 01 февраля 2022 по 28 февраля 2023 г. 
  • Общая картина выглядит оптимистично и, по словам экспертов ЦУР Алтайского края, таковой и является. Но если рассматривать данные в разрезе каждого района отдельно, то можно увидеть некоторые исключения из явной тенденции положительной динамики. Госпаблики имеют низкий охват аудитории, их записи видит небольшое количество людей.

Региональная стратегия онтологической безопасности «ШОС»: концептуальное продвижение ШОС-медиабренда (на материале китайских СМИ)

  • Авторы: Наталья Васильевна Халина, Екатерина Владимировна Валюлина, Дэн Сяо
  • В данной статье рассматривается концептуальная трансформация идеологической константы ‘безопасность’ достаточно весомого регионального объединения азиатских стран Шанхайской организации сотрудничества. Дается краткая характеристика-оценка статусности организации в политическом пространстве с учетом домирования в нем американской и европейской аксиологии политического означивания дискурса событий, отличающей открывающие второе тысячелетие десятилетия. Рассматриваются формы концептуального медиабрендинга ШОС в китайских медиа третьего десятилетия, сосредоточенные на позиционировании региональной стратегии онтологической безопасности.
  • Шанхайская организация сотрудничества оценивалась в начале второго тысячелетия в качестве одной из крупнейших региональных структур в Центральной Азии, с общей территорией государств-членов более 30 миллионов кв. км Евразийского континента, обеспечивающей геостратегический доступ к Европе на Западе и Азиатско-Тихоокеанскому региону на Востоке [1]. Первоначально деятельность ШОС охватывала сферу взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, сепаратизма и экстремизма в Средней Азии, что поставило на первые позиции вопросы урегулирования внутренних конфликтов и достижения консенсуса [2].
  • Медиапродуктом, составляющим основу формирования и продвижения медиабренда ШОС, или ШОС-медиабренда, является концептуализация понятия ‘безопасность’, что обеспечивает когнитивную определенность и, как следствие, гарантирует онтологическую безопасность и статус партнера по диалогу, предполагающий наличие как собственно партнера, так и коммуникации с ним. Параллельно с медиабрендом ШОС формируется политический бренд, в качестве основной стратегии управления политическим субъектом в котором признается дипломатическая стратегическая автономия в долгосрочной перспективе.

Социально значимый коммеморативный проект как средство продвижения имиджа СГУ им. Питирима Сорокина (на примере «Книги Памяти Республики Коми»)

  • Авторы: Владимир Альбертович Филимонов, Фёдор Николаевич Иванов, Ирина Игоревна Лейман
  • В статье на примере реализуемого в Сыктывкарском госуниверситете имени Питирима Сорокина социально значимого проекта «Книга Памяти Республики Коми» рассматривается проблема использования подобного проекта как средства продвижения имиджа высшего учебного заведения. На примерах продемонстрировано, что подобный проект является действенным инструментом по формированию позитивного образа вуза, поскольку опирается на разработанную систему практических шагов и решений по повышению информированности, лояльности и приверженности населения региона.
  • Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина как опорный вуз и значимая часть научного и образовательного пространства Республики Коми уделяет большое внимание формированию своего положительного имиджа и информированию населения о своей деятельности. Одним из важных направлений данной работы является деятельность научно-образовательного центра «Память Поколений» (далее – НОЦ «Память поколений»), что ярче всего проявилось при реализации центром социально значимого проекта «Книга Памяти Республики Коми».

Онлайн-телевидение как PR-инструмент в сфере туризма (на примере онлайн-телеканала «Dunyo bo‘ylab» («Вокруг света»)

  • Авторы: Шавкат Муминович Ибрагимов, Исламбек Муминов
  • В мировой практике онлайн-телевидение много лет выступает эффективным каналом продвижения туризма и туристических услуг. Туристические возможности Узбекистана на внешнюю аудиторию продвигает  онлайн-телеканал «Dunyo bo‘ylab» («Вокруг света»), вещающий на русском и английском языках. Передачи на тему исторических городов, природы, кулинарии, культуры и, самое главное, гостеприимства народа Узбекистана в информационно-аналитическом публицистическом жанре телеканала служат привлечению туристов как средство PR. Сегодня телеканал успешно сотрудничает с рядом престижных компаний мира. Он является активным членом международных организаций, таких как «BBC», «National Geographic», «Discovery» и «Asian broadcasting union»(«Азиатский вещательный союз»).
  • На основе научных выводов в статье дается несколько рекомендаций по повышению эффективности онлайн-телеканала «Dunyo bo‘ylab» («Вокруг света»). Эти рекомендации, мы надеемся, могут стать методологической программой в работе по связям с общественностью по дальнейшему развитию туристического потенциала Узбекистана.

Экономические и ментальные аспекты PR-коммуникаций в сфере доставки еды (на примере Узбекистана)

  • Автор: Орифжон Шавкатжанович Хошимов
  • Настоящая работа посвящена анализу региональных особенностей и противоречий в проведении PR-исследований для эффективности деятельности сервиса доставки еды. Выявлены проблемы экономического, психологического и ментального характера, затрудняющие развитие рынка сервисов по доставке еды в Узбекистане. Международные сервисы-бренды типа «Яндекс Еда», которые только начинают бизнес в стране, сталкиваются с такими барьерами, как непонимание институционального менеджмента, местной предпринимательской культуры, бизнес-законодательства, потребительские предпочтения целевой и потенциальной аудитории. В силу этого актуализируется необходимость исследования данного сектора маркетинговых коммуникаций на новом рынке сбыта в лице Узбекистана.

Современные технологии экологического PR

  • Авторы: Марина Сергеевна Лебедева, Елена Александровна Заможных
  • В статье проводится анализ экологического PR, задача которого сформировать благоприятные и взаимовыгодные отношения между организацией и общественностью с учетом экологической повестки. Защита окружающей среды – это та проблема, которая требует коллективного решения. Мир сталкивается и продолжает сталкиваться с проблемами, которые пагубно влияют на природу: пандемия, лесные пожары, затяжные кризисы из-за изменения климата, утрата биологического разнообразия и нарастающее загрязнение природы. Определено, что обеспокоенность современного общества проблемами экологии побуждает государственные, общественные и коммерческие организации включать в программу развития меры, направленные на их решение. В статье посредством контент-анализа исследуются эко-стратегии российских и зарубежных PR-компаний, направленные на улучшение экологической обстановки и снижения негативного воздействия на природу.

Фотоархив конференции