Религиоведы АлтГУ приняли участие в международной конференции в Узбекистане

12 ноября 2024

В конце октября – начале ноября заведующий кафедрой регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений, доктор исторических наук, профессор Петр Дашковский и кандидат исторических наук, доцент Елена Шершнева приняли участие в V Международной научной конференции «Этнические меньшинства в истории России», которая проходила в городе Хива, Республика Узбекистан.

Петр Константинович отметил:

«Организаторами конференции выступило несколько научно-образовательных организаций России и Узбекистана: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина ( Санкт-Петербург, Пушкин, Россия) Институт истории имени Ш. Марджани Академии наук республики Татарстан (Казань, Россия) Мамъун университет (Хива, Узбекистан).

Особенностью данной конференции, которая проводится уже пятый раз, стало то, что одна из секций проводилась на базе Мамъун университет в г. Хиве в Узбекистане. В рамках данной секции обсуждались различные этнические и религиозные процессы, которые протекали в Центрально-Азиатском регионе, значительная часть которого в разные исторические периоды входила в состав Российской империи и СССР. Как раз в работе данной секции я и Елена Шершнева выступили с совместным докладом, в котором обозначили некоторые итоги изучения взаимодействия мусульман Сибири и Центральной Азии в имперский период. Наше исследование было построено на основе анализа уникальных документов, обнаруженных в архивных учреждения России в ходе реализации гранта РНФ по теме «Влияние имперской политики аккультурации и советской модели государственно-конфессиональных отношений на положение религиозных общин в приграничных регионах и национальных автономиях азиатской части России» (проект №23-18-00117)».

Елена Александровна подчеркнула:

«На конференции нами был сделан доклад «Мусульмане Центральной Азии в Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики во второй половине XIX – начале XX в.». В ходе проведенного исследования было установлено, что территория Сибири представляла собой уникальный регион, где мусульманское население было представлено различными этническими группами. Достаточной большой процент из них занимали выходцы из Центральной Азии. Именно присутствие в Сибири представителей Центрально-Азиатского региона, а также непосредственное соседство с ним, требовало от правительства более пристального к нему внимания. Выстраивание отношений с представителями исламской традиции позволяло имперской власти не только обеспечить политическую стабильность в регионе, но и укрепить свои позиции в Центральной Азии. Особую этническую группу в Сибири, как приграничном регионе, составляли т.н. бухарцы и ташкентцы. Данные выходцы из Центрально-Азиатского региона составляли в Сибири преимущественно отдельные поселения. При этом основным их родом занятий была торговля. Именно торговые связи мусульман Сибири позволяли выстраивать им тесные контакты со своими единоверцами из Центрально-Азиатского региона.

Российское правительство, стремясь упрочить свое положение в азиатском регионе, стремилось изначально к поддержке этих контактов. Для выходцев из Центральной Азии в Омске была построена мечеть и посольский дом, купцам предоставлялись льготы для ведения торговли в России, а переселяющиеся на территории Сибири бухарцы получали грамоту на бессрочное владение землями. Однако, опасаясь влияния на мусульман Российской империи, имперские власти постепенно начинали отходить от мер, направленных на поддержку выходцев из Центральной Азии.

Для мусульман Сибири Центральная Азия являлись оплотом мусульманской культуры и традиции. Достаточно тесные контакты мусульман Сибири с бухарцами выстраивались в рамках паломнических поездок, т.к. часто путь в Мекку для них пролегал через территории Центральной Азии. К тому же в регионе находились святые места, к которым стремились мусульмане Сибири, заменяя хадж поклонениям могилам святых.

Стремясь ограничить влияние мусульман Центрально-Азиатского региона на своих единоверцев в Сибири, правительство постепенно распространяет на них те правовые нормы, которые регламентировали жизнь мусульман на территории Российской империи. Данные нормы касались как строительства культовых зданий, так и распространения внедрения русско-инородческих школ».

Дашковский также подчеркнул, что в процессе поездки были обсуждены перспективы научного сотрудничества с коллегами из Мамъун университета в области изучения этнорелигиозных процессов в Центральной Азии. Кроме того, удалось познакомиться с памятниками истории мусульманской культуры в Хиве и Бухаре разных исторических периодов.

Управление информации и медиакоммуникаций
Категория: события
поделиться