Археологи АлтГУ провели выездной семинар с китайскими коллегами на Чинетинском археологическом микрорайоне на Алтае

10 октября 2024

6 октября профессор, заведующий кафедрой регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Петр Дашковский провел научный семинар на Чинетинском археологическом микрорайоне  (Краснощековский район Алтайского края). Научный семинар был организован для китайских археологов, которые прибыли в Алтайский государственный университет из Северо-Западного университета во главе с профессором Шао Хуэйцю.

Петр Константинович так прокомментировал данное мероприятие:

«В настоящее время мы совместно с заведующим кафедрой археологии, этнографии и музеологии Алексеем Алексеевичем Тишкиным поэтапно отрабатываем программу научного сотрудничества с китайскими коллегами по изучению памятников пазырыкской культуры Центральной Азии. Это одна из наиболее ярких культур скифо-сакского периода Евразии. «Пазырыкцам» на Алтае удалось создать полиэтническое объединение раннегосударственного типа с особой, отличной от земледельческих народов, социально-политической организацией, развитыми формами производственной деятельности и сложной системой мировоззрения. Важнейшим источником наших знаний о жизнедеятельности номадов являются результаты исследования погребальных памятников, в т.ч. экспедицией под моим руководством при раскопках памятников Чинетинского археологического микрорайона. В процессе нашего выездного семинара китайские коллеги смогли познакомиться курганными могильниками пазырыкской культуры Ханхаринский дол, Чинета-II, а также с поселением скифского времени, которое расположено на живописном мысу левого берега р. Иня. Нам также удалось обсудить некоторые перспективы дальнейшего сотрудничества в области изучения памятников кочевников скифо-сакского периода. В составе делегации активное участие принимает кандидат исторических наук Му Цзиньшань, который под руководством Алексея Тишкина защитил диссертацию, а также участвовал в работе Краснощековской археологической экспедиции, которой я руковожу.

Следует подчеркнуть, что пазырыкская культура не случайно привлекает внимание китайских коллег. И дело здесь не только в уникальных находках, что, конечно, имеет огромную научную ценность. Достаточно указать на находки мумий, предметов переднеазиатского и китайского импорта, которые хранятся в Государственном Эрмитаже и т.д. Дело в том, что  в древности шло активное взаимодействие между кочевниками Центральной Азии и населением Китая, что нашло отражение и в тех памятниках, которые мы исследуем в Северо-Западном Алтае».

Территориальный ареал распространения памятников пазырыкской культуры дает основания говорить о наличии обширной политии номадов, имеющих как центр, возглавляемый политической элитой, так и периферию, с присущей ей системой реализации власти. «Царские» погребальные объекты, принадлежащие представителям верховной власти, достаточно легко верифицируются, исходя из масштабности и богатства сопроводительного инвентаря. К числу маркирующих признаков региональной элиты, наряду с параметрами погребальных комплексов, которые не всегда отличались монументальностью, следует отнести «престижные» вещи, имеющие наибольшую ценность в обществе номадов. Важной функцией элиты, кроме того, что она определяла динамику изменения общественной системы, являлось еще формирование определенной «кочевой моды». Это, в свою очередь, проявлялось в стремлении представителей местной власти подражать политическим лидерам в обладании наиболее «статусными» предметами.

Для пазырыкской культуры к их числу можно отнести: предметы импорта, в т.ч. деревянные лаковые изделия, обнаруженные нами при исследовании курганов, обязательное сопроводительное погребение лошади, наличие набора предметов вооружения, элементов костюмного комплекса — украшения, гривны и головные уборы, выполненные с использованием золота и элементов скифского звериного стиля.

Управление информации и медиакоммуникаций
Категория: события
поделиться