
В ходе исследования они установили, что идея создания собственной религиозной иерархии тувинских лам в Урянхайском крае под руководством Бандидо хамбо-ламы появилась и была зафиксирована документально гораздо раньше, чем принято считать.
В конце мая – начале июня этого года доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник кафедры регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Татьяна Недзелюк провела исследовательскую работу с фондами архивного хранения Государственного архива Республики Тува в городе Кызыле.
Основной целью данной поездки было изучение архивных документов, касающихся выстраивания государственно-конфессиональной политики в многонациональном и поликонфессиональном государстве, находящихся на хранении в данном учреждении.
Татьяна Недзелюк так прокомментировала эту работу:
– В архиве мне удалось обнаружить ряд интересных документов. Особое внимание я уделяла изучению материалов, которые отражали государственно-конфессиональные отношения в Урянхайском крае (так тогда обозначалась территория Тувы после включения ее под протекторат Российской империи). Удалось установить, что должность комиссара по делам Урянхайского края и Усинского округа появилась в 1914 году как следствие протектората России над Тувой. Поэтому было бы логичным считать точкой отсчета деятельности канцелярии комиссара либо 21 июня 1914 г. – день, когда Государственная Дума и Государственный Совет утвердили закон «Об учреждении должности комиссара по делам Урянхайского края и об установлении штата управления сего комиссара», либо 20 октября того же года – день фактического назначения первого комиссара – выпускника Иркутской учительской семинарии, исполнявшего до этого должность заведующего землеустройством и переселением в Енисейской губернии, Виктора Ювентиновича Григорьева.
Тува вошла в состав Енисейской губернии, состоявшей под руководством иркутского генерал-губернатора, а потому адресатом корреспонденции комиссаров Григорьева Виктора Ювентиновича (1914-1917 – годы пребывания в должности комиссара по делам Урянхайского края) и Турчанинова Алексея Александровича (1917-1918) был Леонид Михайлович Князев (до 1916 г.), затем Александр Иванович Пильц (до 1917 г.), исполнявшие обязанности иркутского генерал-губернатора.
Существует устоявшееся представление о том, что идея введения почетной должности Бандидо хамбо-ламы в противовес монгольским религиозным лидерам как аргумент в пользу самостоятельности и теократической легитимации политических элит сойотов при помощи авторитета тувинских лам принадлежала второму из комиссаров – Алексею Александровичу Турчанинову. Однако анализ архивных материалов наглядно показывает, что идея создания собственной религиозной иерархии тувинских лам в Урянхайском крае под руководством Бандидо хамбо-ламы появилась и была зафиксирована документально гораздо раньше, чем принято считать.
Первые докладные записки министрам внутренних дел и иностранных дел о пересмотре границы России с Китаем от Кяхты до Кемчика, о необходимости назначения особого пограничного комиссара в Урянхае, датированы 13.07.1905 – 31.01.1907 г. Ответные копии документов Архива внешней политики Российской империи о принятии Урянхайского края под покровительство Российской империи пришли в Туву в 1914 г.. Повторные «Прошения салчакскихурянхов комиссару по делам Урянхайского края о принятии их под покровительство России» 1915-1918 гг. составляют содержание следующего архивного документального комплекса.
Документ под названием «Приговор русских торговцев в форме ходатайства о назначении Хамбу Ламы Лубсанчжамцу заведующим двух Хемчикских хошунов» от 1914 г. свидетельствует о прямой заинтересованности русского населения в стабильной религиозной ситуации в регионе на основе традиционного сообщества тувинских лам, в противовес маньчжурским, монгольским и китайским религиозным миссионерам, являвшихся проводниками национальных политических интересов своих государственных структур.
Изучение документов в Государственном архиве Республики Тува проводилось в рамках реализации гранта РНФ «Влияние имперской политики аккультурации и советской модели государственно-конфессиональных отношений на положение религиозных общин в приграничных районах и национальных автономиях азиатской части России» (проект №23-18-00117, руководитель проекта доктор исторических наук Елена Шершнева). Полученные сведения будут использованы в рамках темы гранта, в контексте изучения исторического опыта в сфере государственно-религиозного взаимодействия, а также в изучении динамики религиозной ситуации на территории Сибири в XIX – первой половине ХХ вв. Начата работа по подготовке научных статей в изданиях ВАК РФ и Scopus.