На территории инновационного образовательного пространства – Педагогического коворкинга «Школа "Учитель будущего"» института гуманитарных наук Алтайского государственного университета состоялось открытие курсов повышения квалификации «Участие педагога в процессе предварительного расследования и судопроизводстве», организованных кафедрой общей и прикладной психологии ИГН при поддержке Алтайского краевого центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи и министерства образования и науки Алтайского края.
Основная цель программы – совершенствование профессиональных компетенций слушателей применительно к использованию психологических знаний в непроцессуальных формах, при сопровождении несовершеннолетних в ходе следственных действий и судебного процесса, при участии в суде в качестве специалиста.
«Мы организуем межведомственные курсы, направленные на повышение компетенции педагогов, педагогов-психологов, руководителей образовательных учреждений по вопросам сопровождения процессуальных, следственных действий со стороны образовательных организаций. По данному направлению пока существует очень мало материалов, и то, что будет предоставлено на этих курсах, – это выжимка из профессиональных акцентов, из опыта работы приглашенных специалистов», - уточнила, открывая программу, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии ИГН АлтГУ, кандидат психологических наук, доцент Татьяна Волкова.
Участниками курсов, которые завершатся 28 февраля, стали социальные педагоги, педагоги-психологи и учителя из учебных заведений Алейска, Камня-на-Оби, Славгорода, Рубцовска, Новоалтайска, Заринска, Калманского, Павловского, Кулундинского, Мамонтовского, Косихинского, Целинного, Заринского и Павловского районов. А также представители барнаульских организаций: Городского психолого-педагогического центра «Потенциал», Алтайского краевого центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи, гимназии № 42 и школ № 69 и № 120.
«Сегодня очевидно, что роль педагога выходит за рамки просто образовательного процесса. Те задачи, которые на сегодняшний день поставлены перед данными специалистами, требуют не только глубоких знаний, но и этичности, особого внимания к нравственному и психическому состоянию подрастающего поколения, а где-то и активной позиции, чтобы отстаивать права обучающихся, которые порой попадают в неоднозначные и сложные ситуации, - подчеркнула и.о. директора ИГН АлтГУ, доктор искусствоведения, профессор Лариса Нехвядович. – Я благодарна руководителю проекта – Татьяне Геннадьевне Волковой, которая взяла на себя ответственность собрать комплексную практико-ориентированную программу с участием ведущих специалистов в данной отрасли. Сегодня мы подошли к тем точкам роста, которые требуют своего развития и совершенствования. Надеюсь, у нас будет обратная связь на постоянной основе, и мы, все вместе, обозначим актуальные проблемы, которые потребуют участия не только педагогов-практиков, но и ученых, способных найти решение данных проблем с помощью фундаментальной науки – психологии».
В рамках открытия курсов перед слушателями выступили заместитель директора Кризисного центра для мужчин Наталья Боровкова, руководитель психологического центра «PSY-контакт» Юлия Любимцева, и специалист (психолог) отдела криминалистики следственного управления СУ СК России по Алтайскому краю Игорь Замаруев.
«Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает участие специалистов педагогического профиля в процессуальных действиях. Причем этот специалист, педагог или педагог-психолог, может участвовать на разных сторонах. Это могут быть и несовершеннолетние обвиняемые, подозреваемые, свидетели и дети пострадавшие. Фактически всем сторонам уголовного процесса, где есть дети, такой представитель с охранительной функцией нужен. Эти позиции существуют уже длительное время. В частности, в некоторых статьях уголовно-процессуального кодекса участие педагогов было закреплено примерно с 60-х годов.
Однако существует проблема в том, что правовой статус педагога и психолога не определен. Закреплено единственное право – задавать вопросы. В то же время нет требований к стажу работы с определенной категорией лиц, к уровню подготовки, и по сути дела такого рода курсы, которые сегодня организованы в Алтайском госуниверситете, могут компенсировать на уровне знаний и компетенций те знания, которые сейчас имеются в уголовно-процессуальном кодексе. И поэтому данные курсы важны и нужны!
Очень хочется, чтобы сформировалось у нас в крае сообщество специалистов, которые будут поддерживать и помогать друг другу в профессиональных знаниях. Чтобы в дальнейшем они проводили какие-то методические встречи, и даже конференции, где будут обмениваться опытом, поскольку все это точно требует обобщения полученных знаний. Важно, конечно же, и то, чтобы у этих специалистов нарастал уровень квалификации, где базовым источником, я очень надеюсь, станут сегодняшние курсы», - отметила, принявшая участие в открытии мероприятия, Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае, кандидат психологических наук Ольга Казанцева.
Ольга Александровна выразила надежду, что по всей территории Алтайского края сформируются очаги, состоящие из специально подготовленных педагогов-психологов, которых Следственный комитет сможет привлекать для участия в следственных действиях для охраны психики несовершеннолетних.
Курсы завершит итоговая аттестация – письменный зачет в форме тестирования.