Карту будущего в интерактивном формате создали молодые ученые на зимней школе АлтГУ «Сибирский фронтир: этнокультурные пространства, символы и практики»

21 февраля 2023

Зимнюю школу «Сибирский фронтир: этнокультурные пространства, символы и практики» организовали ученые-социологи института гуманитарных наук с 13 по 17 февраля в Чемальском районе Республики Алтай. Участниками стали 40 молодых исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Череповца, Барнаула, Бийска, Кемерово, Абакана, Иркутска, Красноярска и Якутска.

Основная цель Зимней школы заключалась в привлечении талантливой молодежи к проведению научных исследований и осмыслению траекторий развития сибирских регионов в широком междисциплинарном контексте с акцентом на этнокультурном и социально-историческом развитии Сибири.

Школа вызвала большой интерес среди молодых ученых Сибири и других регионов России — в адрес организационного комитета было подано более 100 заявок, и в финальный список попали лучшие из лучших.

Руководитель проекта, профессор Светлана Максимова отметила:

«Мы провели замечательное мероприятие, в котором приняли участие ребята со всей России. Итоговый научный семинар, где команды представляли результаты своей работы по восьми направлениям — образование, наука, культура, развитие городских пространств, общественное развитие, миграция, этнокультурное развитие, экология, показал, что наша молодежь — думающая, рефлексирующая, у нее есть четкое понимание трендов и желание что-то сделать на благо своей страны, на благо Сибири. Предложенные инициативы очень креативные, ребята сделали детальную карту будущего в интерактивном формате и представили 40 идей, как сделать это будущее реальным. Хочу поблагодарить свою команду за слаженную работу и качественную организацию школы, все сделали максимум, чтобы она состоялась».

Это четвертое мероприятие большого проекта социологов АлтГУ, который стартовал для молодых ученых в прошлом году. Успешно прошел конкурс научных проектов «Образ Сибири: молодежный взгляд» — он объединил более 40 молодых исследователей. В июне и августе 2022 года состоялись две летние школы-экспедиции — «Алтай — место силы» и «Народы и культуры Прибайкалья», собравшие талантливую молодежь, интересующуюся гуманитарными исследованиями Сибири под эгидой ученых ИГН для обучения основам этносоциологических исследований и методологии изучения образов Сибири.

В течение пяти дней февральской зимней школы «Сибирский фронтир: этнокультурные пространства, символы и практики» слушатели знакомились с методологией форсайта и участвовали в двух форсайт-сессиях «Позиционирование идеи Сибирского фронтира: символические границы социального» и «Сибирь в истории и современности: фронтир в контексте этносоциальных и этнокультурных процессов». Молодые ученые провели анализ актуальных и будущих трендов по 8-ми трекам и разработали проекты изменений для сибирских регионов, которые помогут преодолеть разрывы и отставание в развитии на основе технологии бенчмаркинга. Модераторами сессий выступили эксперт из Москвы, к. с. н., начальник информационно-аналитического отдела ГИВЦ Министерства культуры России Оксана Ноянзина и к.с.н., доцент кафедры социальной и молодежной политики АлтГУ Дарья Омельченко.

Помимо форсайт-сессий, программа школы предполагала много других мероприятий — психологические тренинги на знакомство и самопрезентацию, мастер-классы по нейрографике и личностному форсайту, тренинги, направленные на развитие творческого потенциала и навыков импровизации, преодоление барьеров межличностного общения, креативные игровые практики (тренеры Школы — д. с. н., профессор кафедры социальной и молодежной политики Мария Черепанова, к. пс. н., доцент кафедры клинической психологии Юлия Трофимова, к. с. н., доцент кафедры социальной и молодежной политики Татьяна Мазайлова, ст. преп. этой же кафедры Кристина Великжанина). Помогали участникам работать по трекам старшие преподаватели и аспиранты кафедры Ольга Борисова, Сылдысмаа Сарыглар, Дарья Щеглова.

Участники Школы выразили свою благодарность организаторам и теплые отзывы:

«Огромная благодарность организаторам и участникам школы! Впечатления незабываемые, с нетерпением ждем новых мероприятий!)» (Никита Головин, Сибирский федеральный университет, Красноярск)

«Спасибо организаторам и коллегам за атмосферу и содержание Зимней школы! За озарения и юмор» (Надежда Калинина, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург)

«Огромное спасибо за возможность поучаствовать в этом проекте!» (Анна Васильева, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва)

Подробности о Зимней школе и других мероприятиях можно посмотреть на официальном сайте и в социальных сетях проекта — ВКонтакте и Телеграме

Проект «Сибирский фронтир: этнокультурные пространства, символы и практики» реализуется сотрудниками института гуманитарных наук под руководством д. с. н., профессора Светланы Максимовой при сотрудничестве с АКОО ПССОЗ «Позитивное развитие» и Ресурсным центром по развитию гражданских инициатив благодаря финансовой поддержке Фонда президентских грантов.

Проект продолжается, и в июне 2023 года состоится завершающее мероприятие — Международная научно-практическая конференция «Сибирский фронтир как пространство интеграции: этнокультурные коды и практики», на которой будут обсуждаться проблемы формирования этнокультурного многообразия современной Сибири, вопросы освоения Сибири, концепции Сибирского фронтира, роли переселенцев, будут представлены научные и практические исследования, касающиеся вопросов формирования полиэтничности регионов Сибири, социально-культурного разнообразия приграничных территорий, особенностей социальной интеграции этнокультурных групп в социальное пространство Сибири.

Кафедра социальной и молодежной политики
поделиться