"PR-Охота!" в контексте реформ российского PR-образования"

3 июля 2009

2 июля состоялась на площадке Российского PR-портала состоялась онлайн-конференция Наталии Кузнецовой и Михаила Гундарина.

Наталия Кузнецова и Михаил Гундарин: «Дорогие коллеги! Благодарим Вас за проявленный интерес к современным проблемам PR-образования и развития регионального рынка PR. Надеемся, что Ваш интерес к нашему Форуму «PR-охота» реализуется в тесном сотрудничестве с его организаторами - например, участию в Форуме следующего года! Особую признательность хотелось бы выразить РАСО за поддержку региональных и образовательных начинаний. Сегодня это очень важно, и мы рады, что профессиональная ассоциация это хорошо понимает!».

 

Тема он-лайн конференции: «PR-Охота!» в контексте реформ российского PR-образования»

Участники он-лайн конференции:

Наталья Алексеевна Кузнецова, специалист в области образовательных технологий и education-менеджмента. Декан филологического факультета Алтайского государственного университета (с 2000 г.), зав. кафедрой связей с общественностью АлтГУ (с 2005 г.), кандидат педагогических наук, доцент, автор более 80 научных и научно-методических публикаций. Член Правления благотворительного фонда «Фонд культуры Алтая», член Клуба специалистов по связям с общественностью Алтайского края.

Михаил Вячеславович Гундарин, доцент кафедры связей с общественностью Алтайского государственного университета, кандидат философских наук. Автор нескольких монографий и учебных пособий по теории и практике массовых коммуникаций и PR, дипломант Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник» и премии Prоbа-IPRA GWA, Лауреат Уральской премии за достижения в сфере связей с общественностью «Белое крыло». Соучредитель Алтайской региональной ассоциации по связям с общественностью – представительства Российской Ассоциации по связям с общественностью на Алтае.


Российский PR-портал

 

 


Вопросы
Владимир
| 02.07.2009

Наталья, Михаил, добрый день! Как именно студенты в вашем ВУЗе изучают специальность PR? Может быть, есть какие-то эксклюзивные программы/методы?

Наталья Кузнецова: Мы открыли специальность "Связи с общественностью" в 1995 году одними из первых за Уралом. Так что нами накоплен солидный опыт в подготовке PR-специалистов. Мы много внимания уделяем базовой подготовке в области коммуникаций. Нами разработаны методические материалы по всем без исключения предметам.


В целом система теоретического обучения, как того и требует практикоориентированный характер специальности, тесно связана с практикой студентов. Их у нас четыре, две учебных и две производственных. Очень многие студенты, если не большинство, после первой производственной практики на 4 курсе, остаются работать в той фирме или организации, где они эту практику проходили. Защита дипломных работ в этом году показала, что многие проекты, представленные студентами, либо выполнены по заявкам организаций и приняты к внедрению, либо уже внедрены.

Разрабатывая основную образовательную программу по рекламе и связям с общественностью, мы поняли, что требования, сформулированные в новых госстандартах, соответствуют уже реализующейся нами программе в части, касающейся научно-исследовательской практики студентов: в рамках функционирующих у нас спецсеминаров студенты,со 2 курса работая индивидуально или в малых группах под руководством научного руководителя, серьезно осваивают теоретическую базу исследуемой проблемы, разрабатывают проекты. Что касается проектной части, то занятия в спецпрактикумах на 5 курсе позволяют им выполнять совершенно реальные проекты, востребованные в регионе. Последние два года мы активно занимаемся социальным пиаром, и очень эффективно.


Сформирован очень разносторонний, талантливый и перспективный состав кафедры СО. Активно участвуют в учебном процессе уже наши выпускники-практики, двое из них уже работают в штате кафедры. С нашими студентами охотно встречаются ведущие специалисты-практики местного и регионального рынка. Ну и конечно Международный Форум "PR-Охота", прошедший в нынешнем году уже в четвертый раз - это ноу-хау образовательного процесса отделения связей с общественностью Алтайского госуниверситета!

 

студент
| 02.07.2009

Какие качества личности важны для специалиста по связям с общественностью. Что стоит развивать в себе, а с чем бороться?

Михаил Гундарин: Тут можно выделить два блока – связанный с профессионализацией в PR (легче она пройдет у человека, склонного к коммуникабельности, получению нового знания и т.п.) и с чертами, которые необходимы профессионалу в любой сфере.

Я говорю об ответственности и порядочности. Пожалуй, это даже важнее, а преодолеть застенчивость, научиться технологиям работы с информации при большом желании и везении в виде хороших наставников может всякий.
 

Елена
| 02.07.2009

Как известно многие PR-специалисты пришли в эту сферу из журналистики. Как Вы можете охарактеризовать разницу между PR-специалистом и журналистом? В чем между ними отличие?

Михаил Гундарин: Вопрос , увы, слишком обширен, чтобы рискнуть отвечать на не кратко… Скажу лишь об одном отличии: в журналистике заказчик как правило абстрактен, его запросы сложно сформулировать (что интересно и важно знать аудитории, что пишут конкуренты, какова релдакционная политика, каковы бизнес-интересы учредителя и т.п.).

В PR заказчик абсолютно конкретен, и журналисту, пришедшему в нашу профессию, не всегда легко бывает перестроиться на работу в его и только его (заказчика) интересах.
 


| 02.07.2009

Какое событие PR-охоты 2009 Вы считаете наиболее ярким и интересным?

Наталья Кузнецова: На наш взгляд, наиболее яркой и запомнившейся всем оказалась подиум-дискуссия по проблемам современного PR-образования. Участниками ее со стороны практиков были Игорь Минтусов, Владимир Косых, Фатима Косоева, а со стороны высшей школы Дин Крукеберг, Екатерина Цецура, Наталья Григорьева, Наталья Кузнецова. Думаем, что собрать людей такого масштаба за одним столом было бы очень непросто и в столицах. Дискуссия была горячей, очень заинтересованной, эмоциональный заряд распространился и на присутствовавших на ней студентов. Неслучайно после ее окончания живое общение между спикерами и студентами по предложенной проблематике продолжилось.


Михаил Гундарин: А для студентов сибирских (и не только) вузов, которые участвовали в "Охоте", думаю, самым важным было личное общение с мэтрами. между прочим, оно может иметь вполне материальное выражение в виде стажировок в ведущих агентствах, участия в обменных программах и т.п., к чему наши студенты были практиками приглашены.

 

студент
| 02.07.2009

Добрый день! Не считаете ли вы, что через ближайшие 2 года нынешним студентам будет практически некуда пойти работать по специальности? Сегодня профессия популярна, много талантливых студентов, но практика показывает, что на работу порой принимают людей, которые совершенно ничего не смыслят в СО. Куда же идти остальным - рынок, он ведь не резиновый!

Наталия Кузнецова: Практика показывает, что региональное PR-пространство «прирастает» специалистами, востребованными в сфере госуправления. Широко распространяются заказы на формирование имиджа региона, как внешнего, так и внутреннего. В этом плане не случайно, что один из вариантов нового стандарта по рекламе и связям с общественностью, о котором мы говорили раньше, составлен Поволжской академией госслужбы и ориентирован на профиль «Реклама и связи с общественностью в органах государственной власти и местного самоуправления (GR)».


Михаил Гундарин: Что же до протекционизма при приеме на работу, то тут кризис может даже помочь. Если директор будет упорно платить деньги некомпетентному «своему человеку», то что будет с самим директором и этой компанией завтра? Значит, приходится искать людей эффективных – то есть, профессионально готовых – то есть, в ыпервую очередь выпускников профильных специальностей.

 

студент
| 02.07.2009

Каких авторов Вы посоветуете читать начинаещему в PR?

Михаил Гундарин: Все зависит от того, вы студент или начинающий практик. Студенту нужен свод начальных понятий – но обязательно систематизированный, приведенный к общему логическому знаменателю. К сожалению, таких учебников очень немного.

Начинающему практику тоже нужен такой свод – вот только логический знаменатель должен быть несколько иным. И такими книгами рынок, увы, не очень-то богат. Общий совет таков: следите за профессиональными наградами (это легко сделать в Сети), просто так их работы по теории и практике пиара не получают.
 

Константин
| 02.07.2009

Михаил, Наталья, высоко ли вы оцениваете профессиональный уровень PR-специалистов в Алтайском крае?Насколько сильна конкуренция?

Михаил Гундарин: Боюсь, что PR-рынок на Алтае не расширяется, а, скорее, наоборот. А если нет сильного, конкурентного рынка – не нужны и сильные профессионалы. Ну и к тому же Алтайский край уступает по активности деловой жизни соседним регионам, куда и профессионалы, и наши выпускники перебираются или на постоянную работу, или на длительные заказы.

Остается политика и госуправление – но и здесь Алтайский край не может похвастаться чем-либо особо выдающимся. Студентов мы ориентируем на активное знакомство с опытом соседей, поощряем их практики в соседних регионах. Хотя есть перспективы интересных проектов, скажем, в некоммерческой сфере, где наши студенты задействованы по полной программе
 

Тамара, Воронеж
| 02.07.2009

Выезжаете ли вы с лекциями в другие регионы РФ? Где Вас можно послушать? Было бы очень интересно.

Наталия Кузнецова: Спасибо за вопрос! Да, по приглашению заинтересованных вузов. Приглашайте – с удовольствием приедем. И вас ждем на «PR-охоту», а также на другой интересный проект отделения связей с общественностью АлтГУ – «Дни PR на Алтае», который проходит ежегодно в апреле.

Связаться с нами можно по e-mail: prasu@bk.ru Нам есть что рассказать и показать. Без ложной скромности отметим, что отделение связей с общественностью АлтГУ вошло в ТОП-10 лучших учебных структур в области развития общественных связей Российской Федерации по результатам общероссийского квалификационного рейтинга Национальной Премии «Серебряный лучник». Ну и вообще – у нас в этом году был уже десятый, юбилейный выпуск специалистов. Многие ли образовательные учреждения страны в сфере СО могут похвастаться этим?
 

безработный
| 02.07.2009

Что делать PR-специалисту, потерявшему работу из-за кризиса, в кого можно переквалифицироваться?

Михаил Гундарин: Сложный вопрос, что и говорить. Универсального ответа нет. Кем вы были до того, как пришли в профессию? Уверены ли, что эта профессия – именно ваша? Может быть, стоит заняться наконец-то тем, что по душе? И не важно, что это - работа с детьми или возделывание своего персонального земельного участка…

Кстати, у столичных пиарщиков есть хороший шанс приехать (или вернуться) в регионы, там они – уж по делу или без дела не знаю - будут иметь конкурентное преимущество.
 


| 02.07.2009

Как по-вашему мнению России нужно продвигать свой имидж за рубежом?

Михаил Гундарин: Отличный вопрос! Хотел бы я, чтобы меня об этом спросил кто-нибудь из администрации Президента…или сам Президент РФ. Ну а если серьезно – то хотелось бы пожелать коллегам, трудящимся на этом стратегическом участке, не забывать, что успеха у внешней аудитории можно добиться, лишь добившись его у внутренней. То есть, неплохо бы сначала подумать об имидже России у всех нас, в ней живущих.

Анастасия
| 02.07.2009

Как вы считаете, какими минимальными навыками должен обладать студент (будущий PR-специалист), чтобы иметь возможность во время учебы работать или подрабатывать по специальности?

Наталия Кузнецова: Позволю себе ответить на этот вопрос сухим языком образовательных стандартов. В разрабатываемой нами основной образовательной программе по направлению реклама и связи с общественностью мы исходим из того, что при учете всех областей и объектов профессиональной деятельности преимущественное внимание все-таки следует уделить коммерческой сфере деятельности будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью. Это связано с ориентацией на предлагающийся в проекте ГОС профиль «Реклама и связи с общественностью в коммерческом секторе.


Соответственно, преимущественная ориентация на заявленный профиль диктует особенное внимание к следующим видам и задачам профессиональной деятельности:

коммуникационная (в соответствии с ГОС, участие в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными службами, общественными организациями, коммерческими структурами, средствами массовой информации;

участие в формировании и поддержании корпоративной культуры; участие в планировании, подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами организации на основе результатов исследований);

рыночно-исследовательская и прогнозно-аналитическая (в соответствии с ГОС, участие в организации и проведении маркетинговых исследований с целью составления прогноза развития рынка, его емкости и динамики спроса и предпочтений потребителей и разработки мер по повышению конкурентной позиции фирмы, организации, товаров и услуг; участие в организации и проведении социологических исследований с целью составления прогноза общественного мнения и разработки мер по улучшению имиджа фирмы, организации, товаров и услуг;

проведение рыночного наблюдения, опросов, анкетирования, эксперимента с целью улучшения имиджа и конкурентной позиции фирмы, организации, товаров и услуг; сбор, обработка и анализ полученных данных; подготовка, организация и проведение анкетирования и опросов мнения потребителей и общественного мнения;

обработка и подготовка данных для анализа; сбор и систематизация научно-практической информации по теме исследований в области рекламы и связей с общественностью; составление и оформление материалов для экспертных заключений и отчетов; написание аналитических справок, обзоров и прогнозов).


Михаил Гундарин: А если совсем коротко – уметь усваивать новую информацию, легко обучаться новому и стремиться это новое получать. Все эти качества можно и нужно формировать в себе самому. В конце концов, учат всех, но выучиваются-то немногие!


 

Елена
| 02.07.2009

Добрый день! Очень люблю форум "PR-Охота!". Расскажите, пожалуйста, как он прошел в этом году. Все ли удалось?

Наталия Кузнецова: Во-первых, Форум в этом году получил статус международного. В нем приняли самое активное участие профессора из Америки Дин Крукеберг, Екатерина Цецура, а также пресс-секретарь Фонда национального благосостояния Казахстана Фатима Косоева.


В этом году произошли серьезные изменения и в организации Форума. Он стал продолжительнее (5 дней), и первые два дня проходил на площадке Алтайского государственного университета. Все участники отметили насыщенность первых двух дней «PR-охоты»: интереснейшие мастер-классы провели наши спикеры И.Минтусов, Ф. Косоева, М. Гундарин, Е. Цецура, В. Косых. Особое внимание привлекло выступление нашего гостя Дина Крукеберга, неподдельный интерес участников вызвало обсуждение в рамках круглого стола особенностей российского PR-рынка. Эта часть Форума носила подчеркнуто профессиональный характер, что обусловило активное участие в его работе специалистов-практиков региона.


Второй этап, как всегда, носил обучающий характер: разработка и представление студентами проектов, а также их оценка спикерами Форума. Мы считаем, что в целом свои задачи наш Форум выполнил. После его окончания уже был проведен «разбор полетов» с участием организаторов, спикеров, студентов. В ходе анализа были определены некоторые недоработки и пути их устранения. Нам есть куда двигаться дальше, и мы готовы к дальнейшему развитию.


Михаил Гундарин: Добавлю, что студенты приехали на Алтай из многих городов страны – от Владимира до Новосибирска. Больше всего, конечно, было сибиряков и уральцев. Все студенты приезжали со своими руководителями – молодыми преподавателями, которым Форум был, я думаю, тоже очень интересен и полезен.

 

любопытный
| 02.07.2009

В этом году на Алтае было открыто представительство Российской Ассоциации по связям с общественностью. Что Вы ждете от сотрудничества с РАСО?

Михаил Гундарин: Хочу отметить, что мы, регионалы, сегодня РАСО нужны в той же степени, что и ассоциация нам. Ведь далеко не все практики в регионах понимают, что участие в профессиональной общественной жизни им необходимо. А если за бортом РАСО остаются серьезные игроки – авторитета организации это не повышает.

Я убежден, что РАСО нужно активно пропагандировать, убеждать практиков, что иного пути – кроме как развития профессиональных ассоциаций – у отечественного рынка PR быть не может. В плане преподавания для меня очень важно подключать студентов сразу не только к региональному, но и к федеральному уровню бытования нашей профессии. Вот тут сотрудничество с РАСО, визиты в регионы видных деятелей отрасли-членов ассоциации переоценить невозможно!
 


| 02.07.2009

Как вы оцениваете ситуацию на Российском PR-рынке сегодня? Как он изменился по сравнению с прошлым годом?

Михаил Гундарин: Ответы на этот вопрос в плане статистики рынка, динамики занятости в данной сфере можно найти на сайте РАСО. Мне бы хотелось повторить то краткое напутствие, с которым мы обращаемся к выпускникам: «В «тучные» годы компания может тратить деньги на коммуникации, особенно их не считая, руководствуясь принципом «все делают, и я буду». Мол, набрал сосед-конкурент пиар-отдел, наберу и я… Сегодня все иначе.

Сегодня нужно доказывать свою нужность компании делом и рублем. Поэтому будьте готовы к жесткой конкуренции и к тому, что вы или будете действительно полезны – или не будете иметь работы". Конечно, на практике часто пиарщики оказываются в числе первых, кто подпадает под сокращение… Это неразумно с точки зрения антикризисных коммуникаций, ведь говорится же, что пиарщик – предпоследний, кто должен покинуть компанию (последний – юрист). Но кто скажет, коллеги, что это несправедливо на все 100 процентов?
 

Татьяна, Москва
| 02.07.2009

Кто является для Вас наиболее авторитетным специалистом в сфере PR в России. Кого можно считать примером для подражания?

Михаил Гундарин: Сегодня в России много профессионалов, достижения которых, стиль работы, инструментарий просто великолепны, от них иной раз дух захватывает. Думаю, имена эти у всех на слуху, и выделять кого-то персонально не стоит. Уже потому, что каждый из высоких профессионалов обладает своим стилем, и тут уже, пожалуй, дело вкуса… Скажу у другом – PR не станет серьезным социальным институтом, не очистится от некоего ореола скандальности, пока достижения профессионалов не будут сверяться между собой с учетом этики .

Этический критерий должен стать определяющим. А этого не будет, пока этика не станет важнейшей доминантой профессиональной вузовской подготовки. В этом смысле форумы, подобные нашей «Охоте» очень важны с воспитательной точки зрения. В этом году о необходимости этичного ведения коммуникационного бизнеса единогласно, искренне, убедительно говорили все спикеры – и теоретики, и практики. Я просто уверен, что на студентов сибирских (и не только) вузов такие суждения просто не могли не произвести сильного впечатления.
 

Николай
| 02.07.2009

Михаил, расскажите, пожалуйста, за какие проекты Вы удостаивались такого количества премий и наград. Есть ли в Ваших планах участие в профессиональных конкурсах в этом году?

Михаил Гундарин: Спасибо за вопрос! Наград удостоены мои книги, вышедшие в столичных изданиях – «Победа без победителей. Очерки теории прагматических коммуникаций» (совместно с А.П.Ситниковым), «Книга руководителя отдела PR. Практические рекомендации» , «Теория и практика связей с общественностью: основы медиа-рилейшнз». То, о чем я говорил, отвечая на вопрос о карьере в провинции: книги здесь писать, обобщая опыт коллег, проще, а вот карьеру практика российского масштаба, конечно, нужно делать, базируясь в столице (и уже в качестве «москвича» выезжая на работу в те же регионы).

Тут серьезный вопрос вот в чем – пришла ли пора, когда хорошие книги по PR могут писать чистые теоретики? То есть, накоплена ли методологическая база для обобщения? Возможно ли говорить, как делают некоторые коллеги, о возникновении науки «пиарологии»? Мне кажется, что не имея практического опыта рекомендовать что-то студентам, тем более коллегам, очень сложно. Это показатель того, что наша система знаний еще в стадии формирования. Ведь не требуются же от литературоведа, чтобы он сам писал хорошие стихи…. Что же до участия в конкурсах, то хочу попробовать выиграть «Золотого Соболя» – профессиональную награду, которую в этом году впервые будут вручать наши коллеги и друзья из Сибирского отделения РАСО. Более того, на «Соболя», думаю, мы представим и еще несколько проектов от нашей кафедры, и студенческих, и преподавательских.


 

Иван, Санкт-Петербург
| 02.07.2009

Михаил, я знаю, что Вы окончили факультет журналистики МГУ. Мне очень любопытно, почему Вы не стали продолжать профессиональную карьеру в Москве, а вернулись на Алтай. Просто обычно происходит наоборот, люди всеми силами пытаются удержаться в Москве.

Михаил Гундарин: Во-первых, это был 1991 год, и тогда многие (я в том числе) считали, что страна будет развиваться несколько иначе, чем до того (и, как оказалось, после). То есть такого жесткого разделения на столицу и прочие регионы не будет, и ту же профессиональную карьеру можно будет делать не по вертикальной (регион-Москва), но по горизонтальной модели.

Сегодня я к намерениям наших выпускников, которые едут в столицу, отношусь весьма положительно. Пусть набираются опыта, знаний и умений – в Москве это сделать вернее (хотя и непросто, особенно в сегодняшний кризисный момент). Во-вторых – именно в регионах, где нет кампаний, отнимающих все время и все силы, хорошо писать книги, заниматься образовательным процессом, к чему я по своей природе больше и склонен. И, наконец, даже здесь можно делать интересные проекты – наш Форум тому подтверждение.
 

Владимир
| 02.07.2009

Сейчас проходят вступительные экзамены в вузы. Не снизился ли интерес у абитуриентов, поступающих в ваш университет, к специальности "связи с общественностью"? Сколько студентов Вы планируете набрать в этом году, и каков конкурс?

Наталия Кузнецова: В этом году прием в вузы проводится на основе единого государственного экзамена, который школьники сдают еще на выходе из школы. Так что для поступления они предъявляют уже готовые сертификаты по ЕГЭ, и конкурс проходит на основе набранных ими баллов. Правда, условия сдачи экзаменов, перечень вступительных экзаменов были обнародованы в январе-феврале, школьники были поставлены в жесткие временные рамки при выборе экзаменов для поступления в вузы.

Многие абитуриенты оказались неготовыми сдавать в форме ЕГЭ иностранный язык, необходимый для поступления на СО в наш университет. С этими объективными обстоятельствами мы связываем возможное уменьшение числа поданных на нашу специальность документов. Вместе с тем, судя по первым двум – трем дням работы приемной комиссии, наши опасения могут оказаться и напрасными. Интерес к специальности не упал, по крайней мере, у нас в регионе. Конкурс на бюджетные места уже практически сложился, хотя, повторяю, документы школьники сдают только несколько дней, а прием их в этом году открыт до 25 июля..

Правда, число бюджетных мест на все гуманитарные специальности в этом году федеральным агентством по образованию сокращено, и мы сможем набрать на специальность «Связи с общественностью» только 18 студентов на госбюджетные места. Поэтому каков будет реальный конкурс на бюджетные места, можно будет говорить только в конце июля – начале августа.. Но на внебюджетное (платное) обучение могут претендовать все, кто успешно сдал нужные экзамены.
 

Анна, Казань
| 02.07.2009

Наталия, Михаил, добрый день! В названии онлайн-конференции затронут вопрос реформ российского PR-образования. Поясните, пожалуйста, что здесь имеется ввиду, какие реформы предстоят?

Наталья Кузнецова: Реформы в современном PR-образовании обусловлены реформированием российского высшего профессионального образования в целом: принят закон о переходе на двухуровневую систему образования (бакалавриат, магистратура), происходит так называние укрупнение направлений подготовки, готовятся новые федеральные государственные стандарты третьего поколения по направлениям, в основу новых ГОС ВПО кладется компетентностный подход, который акцентирует внимание на результате образования. При этом в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а сформированность компетенций, способность выпускника действовать в различных ситуациях.

В контексте этих изменений специальность «Связи с общественностью» в проекте перестает существовать, создается направление подготовки, называющееся «Реклама и связи с общественностью» и призванное готовить бакалавров и магистров с соответствующей номинацией. Проект стандарта уже готов и проходит экспертизу, обсуждается. В этом стандарте прописываются области и объекты, задачи профессиональной деятельности бакалавров и магистров в области рекламы и связей с общественностью, сформулированы общекультурные, общепрофессиональные и специальные компетенции. Значительно укрепляются (по сравнению с действующим образовательным стандартом по СО) маркетинговая и менеджериальная составляющие подготовки.

Кафедра связей с общественностью АлтГУ, которую мы представляем, разрабатывает один из проектов основной образовательной программы в соответствии с ГОС третьего поколения по новому направлению «Реклама и связи с общественностью», сохранив коммуникационную составляющую в подготовке бакалавров по рекламе и связям с общественностью как методологическую основу данной подготовки. В контексте предлагающейся реформы особенно значимыми становятся практикоориентированные формы профессиональной подготовки специалистов. Форум «PR-охота» мы рассматриваем как одну из составляющих практической подготовки специалистов. Опыт проведения такого рода мероприятий, на наш взгляд, соответствует новым требованиям в подготовке специалистов по связям с общественностью.

 

поделиться