Преподаваемые дисциплины
-
Социальная психология;
-
Психологическое консультирование;
-
Социально-психологический тренинг;
-
Индивидуальное психологическое консультирование;
-
Тренинг коммуникативной компетентности;
-
Супервизия консультативной деятельности психолога;
-
Супервизия в практической работе психолога;
-
Основы исследовательской деятельности;
-
Основы прикладных исследований в психологии.
Электронные курсы на Едином образовательном портале АлтГУ
Образование
-
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (1994 г.). Специальность: Психолог, преподаватель психологии. Аспирантура факультета психологии МГУ (1997 г.)
-
Кандидатская диссертация по теме «Представления о жизненных перспективах старшеклассников в контексте субъективной картины жизненного пути» по специальности 19.00.05 – Социальная психология, Москва, МГУ, 1997 г.
-
Докторская диссертация по теме «Перестройка системы жизненных перспектив человека в контексте переломных событий» по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии, Томск, ТГУ, 2012 г.
Повышение квалификации и переподготовка
-
Сертификаты участия в различных обучающих программах международного и всероссийского уровня, в том числе долгосрочных, наиболее значимые из них: долговременная учебная программа «Теория и практика гештальт-терапии» (415 часов), Международный практический семинар повышения квалификации гештальт-терапевтов (432 часа),
-
Семинар-тренинг «Психологические процессы в организации» (112 часов),
-
Обучающий семинар «Теория поля в психотерапевтическом процессе» (72 часа)
-
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Культурно-историческая психология и социальные практики" 72 ч., 2018 г., АлтГУ;
-
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Когнитивно-поведенческий подход в консультационно-коррекционной работе при реализации ФГОС», 16 ч., 2019 г., АлтГГПУ им. В.М. Шукшина;
-
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Соблюдение работниками организаций ограничений и запретов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», 18 ч., 2019 г., АлтГУ;
-
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инновационные современные образовательные технологии обучения взрослых», 72 ч., 2019 г., КГПУ им. В.П. Астафьева;
-
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Основы противопожарной безопасности, техники безопасности, оказания первой (доврачебной) помощи в условиях вуза», 72 ч., 2019 г., АлтГУ;
-
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Психологическое консультирование и психотерапия», 72 ч., 2019 г., АлтГУ;
-
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Подготовка статьи для издания из международных баз цитирования», 36 ч., 2020 г., АлтГУ;
-
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инклюзивное образование», 24 ч., 2020 г., ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»;
-
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Особенности преподавания в вузе с использованием системы дистанционного обучения», 72 ч., 2021 г., АлтГУ.
Почетные звания и другие заслуги
-
Диплом победителя конкурса грантов (2000 г.);
-
Почетный диплом лауреата VIII конкурса Европейской академии для молодых ученых России по разделу «Гуманитарные науки» (2001 г.);
-
Почетная грамота за вклад в развитие университета (2008 г.);
-
Почетная грамота за выдающиеся успехи в научно-исследовательской деятельности (2007 г.);
-
Почетная грамота за активное участие в развитии факультета (2003 г.);
-
Благодарственное письмо от администрации г. Барнаула (2009 г.);
-
Благодарственное письмо от Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (2007 г.);
-
Почетная грамота за многолетний добросовестный труд в системе образования и наук (2013 г.);
-
Диплом III степени в номинации «Лучшее научное издание» в I Международном конкурсе «Лучшая книга по психологии» (2016 г.);
-
Благодарность за проведение открытых лекций (2016 г.);
-
Свидетельство о занесении в Галерею почета Алтайского государственного университета в 2017 г.;
-
Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2018 г.).
-
Поддержка проектов в форме грантов:
-
РГНФ: № 97-03-0435, «Социальная логотерапия как научная дисциплина, учебный предмет и технология социального управления», 1997–1998,
-
РГНФ: № 99-06-00142, «Психологические механизмы формирования жизненной перспективы старшеклассников в контексте жизненного пути», 1999–2001,
-
РГНФ: № 02-06-00034а, «Основные тенденции взаимосвязи структуры ценностно-смысловых образований и специфики переживания времени жизни личностью в ситуации "множественного кризиса"», 2002–2003,
-
РФФИ: № 96-15-98629, «Социология жизненных сил человека», 1997–1999,
-
РФФИ: № 00-06-80455-а, «Регион экологического неблагополучия как объект социально-психологического исследования», 2000–2002,
-
РФФИ: № 99-06-80455-а, «Социальные изменения на рубеже XX–XXI веков: историко-культурные и актуальные политико-экономические основания трансформации представлений о социальной справедливости, 1999–2001,
-
РФФИ: № 01-06-06013, Программа поддержки молодых ученых, 2001,
-
Минобразование РФ: № 89, Исследование психологических проблем здоровья населения региона экологического неблагополучия, 1998–1999,
-
Минобразование РФ: № 58, «Социальная безопасность и социальные риски воспроизводства девиаций: проблемы взаимообусловленности в современных нестабильных социально-экономических условиях», 2009–2011,
-
Минобразование РФ: № 5.4482.2011, «Психологическая адаптация человека к экстремальным ситуациям», 2011– 2014,
-
РФФИ № 17-36-00023, Конкурс поддержки молодых ученых 2017 года «Жизненные перспективы человека в изменяющемся мире», 2017–2019,
-
Грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 17-2-001568, «Создание благоприятных условий развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями – дело общее», 2018.
-
Участие в разработке и осуществлении программ переподготовки:
-
Программа профессиональной переподготовки «Технология психологического тренинга в бизнесе» (1100 часов) (2016–2017 гг.; 2017–2018 гг.)
-
Программа профессиональной переподготовки «Психолог в социальной сфере» (1100 часов) ( 2017–2018 гг.)/
Диссертации, защищенные под руководством
-
Гурова Ольга Сергеевна, «Психологические особенности планирования жизненных перспектив участниками локальных войн», 2004;
-
Шмыкова Ирина Владимировна, «Ценностная обусловленность психологического времени женщин с пищевой аддикцией», 2005;
-
Ипполитова Елена Александровна, «Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни», 2005;
-
Шмакова Светлана Сергеевна, «Особенности временной трансспективы матерей детей-инвалидов», 2008;
-
Чучкова Галина Сергеевна, «Интернет-коммуникация как фактор личностного развития (на примере общения в чатах)», 2008;
-
Смирнова Яна Константиновна, «Суверенность как предиктор временной трансспективы подростков, оставшихся без попечения родителей», 2015.
Профессиональные интересы
-
психологическая терапия,
-
психологический тренинг,
-
жизненные перспективы человека,
-
психология межличностных отношений,
-
психология общения.
Профессиональная деятельность
Публикации
-
Ральникова И.А.
Представления о брачном партнёре матерей-одиночек.
Семья и брак в условиях социальных изменений. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Барнаул, 18-19 февраля, 2016 г. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016.
-
Шаймардан М., Ральникова И.А.
Семейные ценности представителей монгольской национальности как культурная доминанта.
Семья и брак в условиях социальных изменений : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Барнаул, 18-19 февраля 2016 г. - Барнаул, 2016. с. 96-103.
-
Ральникова И.А.
Ситуация внешнего оценивания в профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании : материалы VI всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 22-23 октября 2015 г. / Алтайский государственный педагогический университет ; [редкол.: Л. С. Колмогорова, Л. А. Колмогорова, Е. А. Манакова]. - Барнаул, 2015. - С. 153-155.
-
N Yanova, I Ralnikova
A mental territory map and secure borders.
N Yanova, I Ralnikova (2019) A mental territory map and secure borders, Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 364, p.803-808
-
Янова Н.Г., Ральникова И.А., Лужбина Н.А.
Культурная компетентность психолога: вопросы диагностики и консультирования.
Человеческий капитал. -2020.-N7(139).-с.167-180
-
Кислых А.А., Ральникова И.А.
Отношение к будущему и отношение к болезни у подростков с инсулинозависимым сахарным диабетом.
Теоретическая и Экспериментальная Психология 2023. № 3. c.160-179
-
Ральникова И.А.
Становление трека психологической науки и практики в Алтайском государственном университете.
Молодые университеты на пути инновационного развития: история и современность: сборник статей / отв. за выпуск А. Н. Дунец, А. С. Кащенко; Министерство науки и высшего образования РФ; Алтайский государственный университет. — Барнаул: АлтГУ, 2023. – 1 CD-R ( 2 Мб). – Систем. требования: Intel Pentium 1,6 GHz и более; 512 Мб (RAM); Microsoft Windows 7 и выше; Adobe Reader. – Загл. с титул. экрана. – Текст: электронный.
-
А.А. Lekerova, N.A. Rahimzhanova, М.О. Iskakova1, I.А. Ralnikova
Improving the psychological culture of teachers working in an inclusive environment.
ВЕСТНИК Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Педагогика. Психология. Социология BULLETIN of L.N. Gumilyov Eurasian National University. Pedagogy. Psychology. Sociology Series. 2023, № 3(144). С. 149-155
-
Ральникова И.А. Гурова О.С. Ипполитова Е.А.
Профессиональные перспективы современных подростков.
Научно-педагогическое обозрение. 2023. Вып. 6 (52). С. 186–193
монографии
-
Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Жизненные перспективы молодежи в условиях социальных изменений: монография. – Барнаул, 2018.
-
Жизненные перспективы современных женщин: надежды, опасения, риски: монография / И.А. Ральникова, О.С. Гурова, С.С. Даренских, Е.А. Ипполитова, Г.Ф. Кроян, Я.К. Смирнова / под общ. ред. Е.А. Ипполитовой. – Барнаул, 2020.
учебные пособия
-
Методы изучения и коррекции жизненных перспектив личности: учебное пособие / И.А. Ральникова, О.С. Гурова, С.С. Даренских, Е.А. Ипполитова, Г.Ф. Кроян; под общ. ред. О.С. Гуровой. – Барнаул, 2020.
-
Шамардина М.В., Ральникова И.А., Петухова Е.А. Психология характера. – Барнаул: АлтГУ, 2020.
научные статьи ВАК
-
Лужбина Н.А., Ральникова И.А., Васильева Е.В., Любимова О.М. Копинг-стратегии юношей в контексте эмоционального интеллекта // Человеческий капитал. – 2019. – № 8 (128).
-
Янова Н.Г., Ральникова И.А., Лужбина Н.А. Культурная компетентность психолога: вопросы диагностики и консультирования // Человеческий капитал. – 2020. – № 7 (139). – С. 167–180.
-
Ральникова И.А., Шамардина М.В. Социальная тревога как фактор становления субъективной картины жизненного пути в период нормативного кризиса юности // Психолог. – 2020 - №2. – С. 15-30.
-
Ральникова И.А. Динамика адаптивности мужчин и женщин, переживающих переломные события в процессе психологической коррекции // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 2 (36). – С. 170–180.
-
Воронцов А.В., Ральникова И.А. Копинг-модели принятия решения в опасных условиях выполнения профессиональной деятельности руководителями и членами ОГ в муниципальных образованиях // Научно-практический бюллетень. Специальный (научный) выпуск Национального антитеррористичекого комитета. – 2021. – №10 (60). – С. 173–184.
-
Ральникова И.А. Психологическая готовность специалистов к работе в инклюзивной среде: контекст профессиональной деформации // Психология обучения. – 2021 – №3. – С. 71–82.
-
Ральникова И.А., Савельева Т.И. Эмоциональное выгорание и профессиональные деформации педагогических работников сферы инклюзивного образования // Педагогика и психология. – 2021. – №3 (48).
научные статьи WOS, SCOPUS
-
Ippolitova E.A., Gurova O.S., Ralnikova I.A. Family prospects of Russian youth in conditions of social change // SHS Web of Conferences. Volume 55, 2018. International Conference on Advanced Studies in Social Sciences and Humanities in the Post-Soviet Era (ICPSE 2018). Barnaul, Russia, May 25–26, 2018. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2018/16/shsconf_icpse2018_02002/shsconf_icpse2018_02002.html.
-
Ralnikova I., Smirnova Y. Life prospects of the unemployed: invariant and variable components in the prism of the last decade (2009–2018) // SHS Web of Conferences. Volume 55, 2018.International Conference on Advanced Studies in Social Sciences and Humanities in the Post-Soviet Era (ICPSE 2018). Barnaul, Russia, May 25–26, 2018. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2018/16/shsconf_icpse2018_02028/shsconf_icpse2018_02028.html.
-
Ralnikova I., Shamardina M. Youth personal identity as a factor in the formation of a time perspective // SHS Web of Conferences. Volume 55, 2018.International Conference on Advanced Studies in Social Sciences and Humanities in the Post-Soviet Era (ICPSE 2018). Barnaul, Russia, May 25–26, 2018. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2018/16/shsconf_icpse2018_02031/shsconf_icpse2018_02031.html.
-
Ральникова И.А., Смирнова Я.К. Временные установки современных мужчин и женщин // Российский психологический журнал. – 2018. – т. 15. – № 4.
-
Darenskikh S., Ralnikova I., N. Luzbina. Contemporary transformations of aggressive behavior: insights from a border region // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 364.International Conference on Sustainable Development of Cross-Border Regions: Economic, Social and Security Challenges. http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0
-
Yanova N, Ralnikova I. A mental territory map and secure borders // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 364. International Conference on Sustainable Development of Cross-Border Regions: Economic, Social and Security Challenges. http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0.
-
Ralnikova I.A., Luzhbina N.A., Gurova O. S., Darenskikh S. S. Attitudes to the Personal Future of Boys and Girls with Different Degrees of Social Anxiety and Social Fears //«International Scientific and Practical Conference on Education, Health and Human Wellbeing». Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 396. https://www.atlantis-press.com/proceedings/iceder-19/articles.
-
Гаськова Ю.В., Ральникова И.А. Жизненные перспективы в сфере профессиональной деятельности у студентов, осваивающих творческие специальности // Сибирский психологический журнал. – 2017. – №65.