
Летом, когда школьники отдыхают от учебы, секций и кружков, а детские сады закрыты на ремонт, отношения между детьми и родителями могут обостриться. Ведь вместо привычных двух-трех часов общения по вечерам приходится уделять гораздо больше внимания своим чадам и многое о них узнавать. Как выстроить отношения с ребенком, рассказала Екатерина Прайзендорф, старший преподаватель кафедры клинической психологии ИГН АлтГУ, практикующий клинический психолог, когнитивно-поведенческий, семейный и схема-терапевт, а также многодетная мама, на страницах газеты «Вечерний Барнаул».
— Установка, что главное в воспитании ребёнка — это накормить, одеть, обуть, в семьях существовала многие годы, — рассказала Екатерина Прайзендорф. — Однако наука давно доказала, что у детей кроме физиологических нужд есть базовые эмоциональные потребности, которые тоже требуют удовлетворения. Первая из них и, пожалуй, самая важная — это потребность в надежной привязанности, обеспечивающая ребенку чувство безопасности, защиты, принятия, предсказуемости. Суровые наказания, игнорирование, холодное отношение, ранний разрыв и длительные расставания способствуют возникновению чувства покинутости, отверженности, ненужности, одиночества, неуспешности.
Вторая потребность ребенка — это разумные правила, которые устанавливают родители. Стараться стать малышу другом не стоит, поскольку у друзей равные авторитет и права, а у родителей они априори должны быть выше. А вот поддерживать дружеские отношения полезно и нужно. Реалистичные границы, которым научили родители, позволят ребёнку выработать адекватное поведение в социуме: что можно, а что нет и почему.
«Следующая потребность — это возможность свободного выражения эмоций и чувств, — продолжает клинический психолог. — Когда ребёнок может сказать маме, что расстроен, или почему его ранило отношение одноклассников. Если он пришел к родителям с этой болью, значит, у него недостаточно собственного ресурса справиться с проблемой и в этом можем помочь мы, взрослые».
Возрастные периоды развития ребёнка требует и особых к нему подходов. В целом в любом возрасте родители могут использовать правила трех зон. Красная — это то, что ни при каких обстоятельствах делать нельзя. Например, уходить без взрослых на соседнюю улицу, нельзя брать чужое без разрешения и т. д. Упор делается в первую очередь на аспекты, связанные с безопасностью и морально-нравственными качествами личности ребенка.
Желтая зона — это исключение из правил, то, что обычно не разрешается, но при определенных условиях допускается. Например, вместо 30 минут смотреть мультфильмы целый час ввиду болезни ребенка.
В зелёной зоне дети могут использовать поведение, которое полностью разрешено и даже желательно — в какие игрушки играть, что рисовать, какое платье купить, с кем дружить. Такая градация даёт ребёнку понимание, что у него есть то, что делать нельзя, но и то, что делать можно.
«Иногда мне приходится работать с родителями, у которых ребенку ничего нельзя, потому что он может ушибиться, переесть, не выспаться, простудиться и так далее, — поясняет Екатерина Прайзендорф. — В таких семьях ребенок со временем начинает творить ерунду, потому что потребности в познании, компетентности никто не отменял. Второй момент — оба родителя в вопросах воспитания всегда должны быть заодно. Нельзя допускать ситуаций, когда мама плохая, потому что не разрешает, а папа — хороший, потому что можно, и наоборот. Это рассогласует психику детей».
Каждому ребенку, независимо от их количества в семье, требуется персональное внимание родителей.
— Дети — это то, что мы в них вложили, намеренно или случайно. Следует не пускать воспитание на самотек, а уделять ему особое место. Спланируйте свою жизнь так, чтобы в ней всегда было место для ребенка. Это может быть отпуск, выходные или просто 15 минут вечером. В любой момент жизни семьи важно укреплять близкие эмоциональные отношения — это залог крепкой, дружной семьи.
Важно, чтобы на каникулах ребенок был активен и много времени проводил на свежем воздухе. Это то, чего он во многом лишен в течение учебного года. Лето — время восстанавливать ресурсы.