Выставка «Красота земли и неба»

21 февраля 2014

27 февраля в 15:00 в галерее АлтГУ «Universum» (Димитрова, 66) состоится открытие первой персональной выставки акварели художника И.Г. Троценко.

  Клуб «Художник»

Творчество Ивана Григорьевича Троценко принадлежит к тому, что называется наивным, или самодеятельным искусством. Оно сродни детскому непосредственному видению мира и наполнено скренностью и сопереживанием.

Что? Как? О чем? — вопросы, на которые стремится ответить зритель, общаясь с этюдом, картиной, рисунком, то есть с произведением изобразительного искусства. С этих позиций попытаемся рассмотреть персональную выставку художника.

Иван Григорьевич с интересом и любовью общается с видами природы всех времен года, но особое свое внимание он отдает зимним и осенним пейзажам: снег, рубиновые гроздья рябины, тени стволов сосен и берез на снегу, зимние дороги, заснеженные деревушки, дымящиеся печные трубы крестьянских изб — все это объединяется чувством любования снежным покровом земли, снежным убором деревьев, крыш, дорог; иными словами главным героем для художника в этих произведениях является снег. Изображение снега и снежной погоды удаются автору. Автор часто включает в пейзажи жанровые мотивы. Такова акварель «После метели» (2004 г.), где изображен уже знакомый зрителю зимний лес, но здесь появляется одинокая фигура охотника с собакой.
Горы, горные реки, водопады — динамичные, увиденные в природе и преображенные воображением художника композиции наполняют пространство выставки красотой и воздухом горных долин.

Простыми, но выразительными средствами Иван Григорьевич выражает красоту сибирской ночи, ночного неба и ночных светил — луны, месяца, звёзд, любуясь созвездием Большой Медведицы. Небо влечет воображение автора, но при этом этот мотив сочетается с другими непритязательными, но любимыми зимними образами гроздьев красной калины, рябины, лучей закатного солнца, избушек, засыпанных снегом.

 

Характерен для творчества Ивана Григорьевича традиционный для русской живописи мотив — дорога.

Он присутствует и в осенних, и зимних пейзажах, и в жанровых сценах. При этом отметим связь произведений художника с классикой русской поэзии. Таков этюд с изображением лошадки, везущей в гору сани с возницей и хворостом (при этом нельзя не вспомнить Н.А. Некрасова!), но, между тем, эта работа написана по воспоминаниям о послевоенном времени: возница — солдатская вдова, на долю которой выпало нести мужские заботы. При рассмотрении листа с изображением грустного кладбища с согбенными фигурами людей у деревянных крестов над могилками, невольно вспоминается И.С. Тургенев с его романом «Отцы и дети» — печально-драматический эпизод посещения могилы Базарова стариками-родителями. В этих работах раскрывается трогательный внутренний мир художника, хранящего в душе эхо великой гуманной русской литературы, и откликающийся на печали реальности. 

Быть может, читатель уже получил ответ на вопрос, что изображает художник И.Г. Троценко? Ответ, конечно, неполный, но зритель имеет возможность, созерцая экспозицию, расширить его.

Художник любит акварель, стремится использовать еу выразительные возможности. Не будем отмечать сложность этой техники: уже само обращение к ней говорит о глубокой культуре автора. Чувство цвета и красоты проявляет автор экспонируемых произведений в жанре натюрморта с мотивами хлебного каравая на круглом столике и солонкой, с дымковской игрушкой, роскошным букетом садовых цветов. Присутствует в произведениях И.Г. Троценко традиционный для русской живописи сюжет с изображением окна, светящегося во тьме ночи, украшенного занавесками и цветами; окно — это почти фольклорный образ, звучащий в русских народных песнях. Так близок русской народной культуре самодеятельный художник Иван Григорьевич Троценко!

Таким образом, мы помогаем зрителю ответить на вопрос, как создает свои произведения автор данной выставки: создает, опираясь на богатство русской культуры и народного творчества. Но этим не ограничивается содержание творчества художника: его интересует российская история (смотрите интерпретации сюжетов В.И. Сурикова с образом Петра Первого), День Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов (сюжет — семья у памятного обелиска), сюжеты русских песен, любимых когда-то А.С. Пушкиным (смотрите акварель на сюжет песни «Есть на Волге утес...» с изображением орла на вершине его). Какие… Какие богатые ассоциации рождает экспозиция! Разнообразен художнический мир  Ивана Григорьевича — строителя по профессии, отметим общее между строителем и художником: оба они
созидатели и творцы.

Судьба счастливо свела И.Г. Троценко с талантливым, ответственным и щедрым художником-гражданином В.А. Зотеевым — руководителем алтайского клуба самодеятельных художников. Иван Григорьевич чтит и помнит Виктора Александровича как своего дорогого учителя — образец отношения к людям, искусству и отечеству.

В какой диалог со зрителем вступает художник? О чем его творчество? Вероятно, об уважении к человеку, о доброте отношений с природой и друг с другом, о красоте зимы, осени, ночного неба; художник призывает уметь видеть и понимать красоту и ценность гармоничных отношений человека и природы. Главное содержание экспозиции — любовь к жизни, которую несет в своей душе автор И.Г. Троценко и делится ею со зрителем.

Статья Т.М. Степанской
поделиться
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30