Как развиваются нарушения сна у студентов, какие негативные убеждения этому способствуют и как создавать психологические программы для коррекции нарушений сна, разобрала в своей выпускной квалификационной работе студентка кафедры клинической психологии Алтайского госуниверситета Анастасия Позднякова. Работа «Эмоционально-когнитивные предикторы нарушений сна в студенческом возрасте» была защищена в 2025 году под руководством кандидата психологических наук, заведующей кафедрой Анны Кузьминой.
Нарушения сна у молодых людей в последние годы становятся всё более массовыми. Они могут проявляться по-разному - это и бессонница, и нарушение чередования фаз сна, и чрезмерная сонливость в дневное время, и слишком длительный ночной сон. Последствия нарушенного режима влияют на снижение когнитивных функций, подвижность психоэмоционального состояния, ухудшение здоровья. У студентов может снизиться успеваемость, ухудшиться память и концентрация внимания, развиться тревожно-депрессивная симптоматика, отмечает молодой психолог.
Какие когнитивные факторы и поведенческие стереотипы влияют на нарушения сна
Под когнитивными ошибками подразумеваются негативные или иррациональные убеждения, касающиеся сна. Например, «Мне нужно спать по 8 часов каждую ночь, чтобы хорошо работать», или же «Если я не усну прямо сейчас, то завтра у меня будет ужасный день». Эти мысли приводят к тревоге, что еще больше усугубляет трудности с засыпанием.
Поведенческие стереотипы – это «плохие» привычки, связанные со сном. Например, самой частой такой привычкой является непоследовательный режим сна: частое ночное бодрствование, нерегулярный отход ко сну, слишком длительный сон по выходным – все это нарушает циркадные ритмы и усиливает нарушения сна. Также негативное влияние оказывается занятие возбуждающими нервную систему видами деятельности непосредственно перед сном (например, физическая или умственная работа, использование гаджетов).
Зачастую тревога и депрессия — факторы развития бессонницы. С тревогой и депрессией связаны как собственно жалобы на нарушения сна, так и жалобы на сонливость днем и апатию.
Как влияет окружающая среда и общество на возникновение бессонницы
Увеличение времени, проведенного перед экраном, особенно непосредственно перед сном, коррелирует с задержкой начала засыпания и сокращением продолжительности сна.
Внешние факторы, такие как шум автомобилей и уличной жизни в целом, движения членов нашей семьи, которые могут заниматься своими личными делами, яркий свет, проникающих сквозь окна жителей крупных городов – всё это оказывает влияние на качество нашего сна.
Существуют также семейные и культурные факторы, например, стиль родительского воспитания. Непоследовательность или чрезмерная мягкость родителей может привести к формированию неправильной гигиены сна с самых ранних лет.
Влияние оказывает также образовательная среда, в которой находится человек. Высокие академические требования и повышенная конкуренция могут приводить к стрессу и тревоге.
Что такое дисфункциональный цикл бессонницы и как он возникает
Хроническое недосыпание приводит к еще большей утомляемости, снижению успеваемости и, как следствие, закреплению дисфункционального цикла, подчеркивает Анастасия Позднякова. Тревога и когнитивное возбуждение по поводу самой бессонницы, а не вызвавших ее причин, наряду с дисфункциональными убеждениями в отношении сна («спать надо не меньше 8 часов», «если не буду спать, сойду с ума или заболею») превращают бессонницу в хроническое явление. Снижение самоконтроля путем снижения исполнительных функций мозга вызывает проблемы с эмоциональным контролем, целенаправленностью психической деятельностью и способность принимать верные решения.
Как помочь себе при бессоннице
К наиболее часто используемым методикам относят:
- физическая активность (занятия спортом, физические упражнения, прогулки),
- социальная поддержка (общение с друзьями, семьей),
- техники осознанности и релаксации (медитация, йога, мышечная релаксация),
- здоровый образ жизни (сбалансированное питание, отказ от алкоголя и курения),
- психообразование (работа с психологом, изучение информации о депрессии и способах ее лечения).
Однако эти методики используются, в основном, на ранних стадиях заболевания, при легких нарушениях сна.
Какие когнитивные ошибки совершают «неспящие» студенты
Чем более прогрессирует болезнь, тем больше когнитивных ошибок, связанных со сном, совершают студенты. В работе их разобрано пять, приведем некоторые:
- Катастрофизация. Для этого искажения характерно представление наихудших возможных последствий любого события. Например, могут возникать такие мысли, как «Если я не высплюсь сегодня вечером, то завтра провалю экзамен». Подобное мышление лишь усиливает тревогу из-за недостатка сна.
- Чрезмерная генерализация. Такое случается, когда молодые люди плохо спят одну-две ночи, а после распространяют этот опыт на последующие ночи, решив, что теперь у них постоянно будут проблемы со сном. Данное убеждение также приводит к увеличению тревоги и непринятию времени засыпания. Именно таким образом и создается порочный круг бессонницы.
Что делать, чтобы не было бессонницы
Первыми рекомендациями по профилактике нарушений сна будут гигиенические процедуры для улучшения сна.
- Во-первых, необходимо установить постоянный режим, то есть засыпать и просыпаться каждый день в одно и то же время. Это правило должно касаться даже выходных, ведь необходимо отрегулировать биологические часы, а длительный сон во время уикенда может помешать этому.
- Во-вторых, стоит попробовать создать расслабляющую обстановку перед сном, например, прослушивание успокаивающей музыки, использование техник релаксации и медитации. Таким образом наш организм получит сигнал о том, что мы готовимся ко сну.
- В-третьих, необходимо ограничить деятельность в спальной комнате или хотя бы на кровати. Не стоит в месте, предназначенном для сна, заниматься учебой, играми или любой другой активной деятельностью
Кроме того, Анастасия Позднякова пишет о важности обучения молодых людей тому, как правильно управлять стрессом, переживать беспокойства с помощью осознанного поведения, медитации и техник релаксации.
Справиться с тревожностью или иными факторами стресса, которые влияют на сон, студенты могут с помощью психологической поддержки.