Искусствоведы АлтГУ идентифицировали иконы, принадлежавшие главному собору Барнаула, разрушенному в 1935 году

17 января 2023

В рамках исследовательской работы, посвященной одному из знаковых памятников исторической архитектуры Барнаула — Петропавловскому собору, который был построен в 1774 году и разрушен в 1935, — ученые института гуманитарных наук Алтайского государственного университета провели искусствоведческий анализ икон апостолов Петра и Павла, находящихся на хранении в музее истории православия на Алтае, и доказали их принадлежность Петропавловскому собору Барнаула.

Более десяти лет назад в контексте развития туристического кластера Барнаула был поставлен вопрос о воссоздании в историческом центре города, на площади Свободы, кафедрального собора краевого центра. Изучая тему, ученые ИГН АлтГУ провели значительную работу с архивными документами, фотографиями, планами и чертежами собора, а также организовали гео-радарные исследования того места площади Свободы, где и находился главный храм Барнаула, частично определив расположение фундамента собора.

«Изучению Петропавловского собора краевой столицы было посвящено значительное количество исследований, в которых, в том числе, описывалась история его строительства, архитектурные особенности и т.д. Однако до сих пор мало внимания в этих работах уделялось внутреннему интерьеру собора, тому художественному наследию, тем иконам, что были там представлены, — уточняет руководитель исследовательской группы, профессор кафедры культурологии и дизайна ИГН АлтГУ, доктор искусствоведения, протоиерей Георгий Крейдун. — В настоящее время в музее истории православия на Алтае хранятся две иконы, которые изначально принадлежали Петропавловскому собору Барнаула – это иконы апостолов Петра и Павла. Они написаны в одинаковом стиле провинциального примитивизма с элементами академического письма XIX века, колорит и характер образов идентичны между собой, выполнены на арочных досках и являются частью большого иконостаса. Фон обеих икон трехуровневый: светло-коричневый позем с изображением на заднем плане возвышенностей, голубой фон центральной части икон при переходе в верхнюю часть меняется на нежно-розовый с желтыми всполохами, исходящими от нимбов святых апостолов. Апостол Петр изображен традиционно со связкой ключей, он облачен в тунику салатного цвета и плащ цвета охры, на ногах святого - сандалии. Правая рука Петра поднята на уровне груди — это жест, призывающий верующих во время богослужения к чтению молитвы «Отче Наш». В руках апостола Павла Евангелие – символ проповеди Христовой. Павел облачен в тунику темно-зеленого цвета и алый плащ, на его ногах также сандалии. Фигуры апостолов обращены друг к другу, что подтверждает принадлежность данных икон к единому иконостасу.

Обычно Петра и Павла изображают на одной иконе, вместе, а поскольку в данном случае они расположены на разных образах, отдельно, то в соответствии с традицией храмового оформления эти иконы принадлежали именно собору в честь Петра и Павла».

По словам ученого, архивные документы сохранили свидетельство о первом иконописце строящегося в конце XVIII века Петропавловского собора Барнаула — это Александр Сумкин, житель города Тобольска, у которого были два ученика Павел Бобровников и Иван Филипцов, обучавшиеся иконописи у Сумкина целых три года. По предположению исследователей, иконы апостолов Петра и Павла скорее всего были написаны иконописцами тобольской школы.

Проанализировав опись 1923 года и план храма, ученые ИГН АлтГУ пришли к выводу, что в Петропавловском соборе Барнаула было в целом около 100 икон, из них несколько образов с изображением апостолов Петра и Павла, некоторые в дорогих окладах.

При уничтожении собора в 1935 году часть икон была спасена простыми гражданами, часть продана, а некоторые переданы в Покровский собор Барнаула. Поэтому теперь перед исследователями стоит задача найти разрозненное достояние главного храма Барнаула.

«Очень важно атрибутировать памятник искусства, определить его автора, стиль, время написания и его принадлежность к тому или иному учреждению культуры. Поскольку это позволяет нам реконструировать наше наследие, более четко и ясно представить, как жили предшествующие поколения, их культуру и интересы. И еще хочется добавить, что такого рода исследования имеют большой научный потенциал и культурологическое значение. Поэтому мы стараемся активно привлекать к исследовательской работе молодежь и представлять столь интересные и важные проекты на международных форумах с участием молодых ученых. В частности, в конце 2022 года Юрий Александрович познакомил со своей работой участников II Международной научно-практической конференции «Искусствоведческие чтения на Алтае», посвященной памяти почетного профессора АлтГУ Тамары Михайловны Степанской», — отметила директор института гуманитарных наук АлтГУ, доктор искусствоведения, профессор Лариса Нехвядович.

Исследователи ИГН АлтГУ продолжают поиски икон, принадлежавших ранее Петропавловскому собору Барнаула, хотя, по словам Юрия Крейдуна, идентифицировать их очень непросто. Работы в этом направлении много, поэтому ученые будут рады поддержке и помощи всех интересующихся данной темой.

Институт гуманитарных наук
поделиться