В августе кандидатом исторических наук, доцентом кафедры регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Всеволодом Ильиным была проведена научно-исследовательская работа в Государственном архиве Томской области. Глубокому и детальному изучению подверглись документы, характеризующие старообрядчество Томской губернии в XIX в.
Важно отметить, что в период с 1666 по 1905 гг. старообрядчество официально не признавалось как отдельная конфессия. Старообрядцев даже не венчали в церквях, где регистрировались браки.
Выбор Томска не случаен — Томская губерния являлась одним из территориальных центров старообрядчества, сюда бежали староверы, спасаясь от преследований за свои религиозные убеждения, здесь староверы искали легендарную вольную страну Беловодье.
Какие документы нашел ученый АлтГУ в Томском архиве
- Сообщения и рапорты священников официальной Церкви о староверах, выписки из отчета генерал-губернатора Западной Сибири, рапорты благочинных, переписка епископа с томским губернатором, переписка томской духовной консистории с томским губернским судом.
- Документы о закрытии незаконных старообрядческих часовен и молелен, изъятии старообрядческих книг и икон.
- Документы, характеризующие практику преследования незаконных старообрядческих попов, наставников и так называемых «лжеучителей». Рапорты благочинных о противозаконной деятельности «раскольнических» священников и «лжеучителей», переписка с томским губернатором, и судом о привлечении к ответственности за «распространение раскола», о ссылке виновных на поселение.
- Документы, характеризующие практику борьбы с так называемыми «сводными браками». Сводные браки — это браки между старообрядцами, которые не были освящены церковью и проходили по народным традициям. Запись в церковных книгах о браке делалась только в том случае, если староверы принимали православие и венчались.
- Прошения о разрешении совершать богослужения по старообрядчеству, о прекращении преследования, об освобождении от церковных сборов, об освобождении из-под стражи, о переходе из официального православия в старообрядчество, о строительстве часовни и т.д.
- Отчеты миссионеров, отчеты томского епархиального противораскольнического миссионерского братства Димитрия митрополита Ростовского.
Новые факты в самое ближайшее время позволят религиоведам АлтГУ дать характеристику основных толков и согласий старообрядцев Томской губернии в XIX в. Толки и согласия в старообрядчестве — это различные группы объединений верующих.
Кроме того, исследователи выяснят отношение имперских светских и церковных властей к старообрядцам, как применялось имперское законодательство в отношении старообрядческих семей и браков. Также религиоведы АлтГУ изучат численный состав и географию расселения старообрядцев Томской губернии в XIX в., определят, сколько и где было старообрядческих часовен и молитвенных домов. Будут решены и другие важные задачи.