Программа направлена на формирование компетенций в соответствии с трудовыми функциями педагога-психолога:
- подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам);
- организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
- Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам);
- оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам);
- психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов);
- организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;
- разработка и реализация программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;
В реультате обучения выпускник программы будет способен:
знать:
- технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств;
- конфликтологию, технологию разрешения конфликтов;
- техники эффективной коммуникации со специалистами, профессиональную этику;
- технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации, проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды;
- проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация);
- психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), психология горя, потери, утраты;
- психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений;
- психология зависимости, аддикций, девиантология;
- основы психологического консультирования (виды, формы, методы);
- основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия);
- психологию воспитания и педагогику;
- законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей;
- методы разработки программ профилактической работы психолога;
- основы составления индивидуальной программы предоставления психологических услуг.
уметь:
- оказывать психологическую помощь социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам;
- организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи;
- оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций;
- создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов;
- оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм;
- обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации;
- вести психологическую просветительскую деятельность среди населения;
- взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке и профилактике клиентов;
- хранить и обрабатывать персональные данные клиентов.
владеть:
- способностью подбирать комплекс психологических методик под задачу, планировать и проводить обследование клиентов;
- обобщать результаты психологического обследования, делать оценку психологических потребностей, и ресурсов клиентов, выявлять психологические особенности социального окружения и условий жизни (социальный статус);
- выявлять типичные психологические проблемы разных социальных групп клиентов
- методами и приемами проведения индивидуального или группового психологического консультирования клиентов по выявлению у них психологических проблем с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания;
- проводить беседы (лекций), направленные на просвещение клиентов;
- взаимодействовать с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем.
Объем программы: 144 часа, из них 24 часа контактных.
Режим реализации: очно-заочный с применением дистанционных образовательных технологий.
Сроки реализации программы: 1 месяц.
Входные требования к слушателям: высшее образование психологическое, педагогическое, социологическое (работа с молодежью).
Особенности программы: профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц, психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения (маргиналы, мигранты, беженцы) и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.