Научно-популярный портал N+1: религиоведы АлтГУ приоткрыли тайны пазырыкской культуры

5 октября 2021
Научно-популярный портал N+1 написал о результатах изучения уникального погребения на могильнике скифской эпохи Ханкаринский дол, исследование которого на протяжении многих лет проводит научная экспедиция под руководством доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений АлтГУ Петра Константиновича Дашковского.

Исследование могильника Ханкаринский дол на Алтае проводится в рамках реализации международного российско-монгольского проекта РФФИ «Этнорелигиозные и социальные процессы как факторы межкультурного взаимодействия населения в трансграничном пространстве Алтая, Тувы и Монголии: история и современность» (проект №19-59-44002, руководитель П.К. Дашковский).

В ходе раскопок могильника Ханкаринский Дол пазырыкской культуры археологи нашли погребение, сделанное в каменном ящике. Отличительной чертой этой могилы оказалось присутствие трех черепов овец и одного черепа лошади рядом с гробницей, что свойственно коргантасскому типу погребального обряда. Это указывает на связь жителей Алтая с населением Северного Китая или Забайкалья в железном веке. Статья опубликована в 3 номере журнале Archeology, ethnography and anthropology of Eurasia за 2021 г., который индексируется в международных базах цитирования Web of Science и SCOPUS (1 квартиль).

Более 150 лет исследователи изучают пазырыкскую археологическую культуру железного века (VI–III века до нашей эры), основные памятники которой расположены в Горном Алтае. Она представляет особый интерес для ученых, так как благодаря климатическим условиям от нее дошло большое количество органических материалов. Кроме того, это единственная древняя культура на территории России, в погребениях которой сохранились мумифицированные тела, в том числе так называемой принцессы Укока. Пазырыкцы, по всей видимости, не были единым народом, а состояли из разных этнических и культурных групп.

В раннем железном веке на соседних с Алтаем территориях получил распространение коргантасский тип погребального обряда. Такие захоронения не образуют отдельных могильников, представляя собой каменные насыпи, перекрывающие одну могилу. Особенностью этого типа памятников считаются жертвенные отсеки с черепами животных, которые устраивались за изголовьем погребенного. В Краснощековском районе Алтайского края расположен могильник Ханкаринский Дол, который считается самым северо-западным археологическим памятником, относящимся к пазырыкской культуре. Раскопки курганов 4–13 и 16–22 позволили датировать этот объект IV — началом III века до нашей эры. Одна из самых примечательных находок была сделана в кургане №15, где находились останки женщины 35–40 лет. Помимо многочисленных бронзовых украшений в районе ее черепа нашли остатки необычного головного убора из органического материала и золотой фольги. Ученые полагают, что этот был узкий и высокий убор (около 35,5 сантиметра), на вершине которого находилась фигурка деревянного оленя.

Петр Константинович Дашковский (Petr Dashkovskiy) из Алтайского государственного университета представил результаты комплексного изучения материалов из кургана 34 могильника Ханкаринский Дол. Этот курган представлял собой насыпь высотой около 45 сантиметров подквадратной формы со сторонами 4,5 метра. Под насыпью находилась могила подпрямоугольной формы размером 2,4×1,45×1,84 метра, внутри которой находился каменный ящик. Ученый отметил, что в качестве плит перекрытия вторично использовались три стелы, относящиеся к раннескифскому времени.

Само погребение оказалось разграбленным, а человеческие останки лежали в хаотичном порядке. По всей видимости, умершего похоронили в вытянутом положении, головой на восток. Также археологи обнаружили бронзовый колчанный крюк и два костяных трехгранных наконечника стрел. За стенкой каменного ящика находились один лошадиный и три овечьих черепа, а также элементы конской сбруи: наносная и налобная костяные бляхи, восемь двоителей, три распределителя, звено железных удил, чумбурный блок и костяная подвеска в форме птицы. Радиоуглеродное датирование, проведенное по образцу человеческой кости, показало, что погребение было сделано около 2413±170 лет назад. Учитывая другие данные, полученные в ходе исследования, археолог пришел к выводу, что курган относится ко второй половине V–IV веку до нашей эры.
Инвентарь, обнаруженный в могиле, по данным П.К. Дашковского, известен по другим памятникам пазырыкской или близких к ней археологических культур, например, уюкской. В то же время он отметил, что наличие за каменным ящиком черепов животных относит это захоронение к коргантасскому типу погребений, который был широко распространен в скифское время в Северном Китае. По всей видимости, появление такой практики на Алтае связано с миграциями из Северного Китая или Забайкалья. Взаимодействие между кочевниками Горного Алтая и населением Китая также подтверждается предметами китайского импорта, обнаруженными в «Долине царей».

Дополнительно исследователю удалось реконструировать узду. Железные удила оказались схожими с прочими находками, сделанными на других алтайских памятниках пазырыкского времени. В Горном Алтае они появились примерно в VI веке до нашей эры и использовались в течение всего времени существования пазырыкской культуры. Три из четырех роговых распределителя и другие элементы снаряжения также оказались характерными для пазырыкцев.

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
поделиться

Документы